Логоритмика - это система двигательных упражнений, связанных с одновременной ротовой активностью или развитие речи с помощью частых движений тела.
Эта система занятий впервые была введена психиатром В. А. Гиляровским в 1932 году для коррекции заикания у детей и зарекомендовала себя, в том числе как эффективная форма коррекции речевых нарушений у взрослых перенесших инсульт, нейрохирургические операции и черепно-мозговые травмы.
Основной принцип логоритмики – интеграция речи и движения.
С одной стороны, исправление речевых нарушений происходит за счет развития двигательной сферы. С другой, двигательные нарушения корректируются путем включения в моторные процессы речевого контроля.
Сочетание движения, музыки и речи значительно повышает эффективность восстановления взрослых с афазией и нарушениями речи после перенесенного инсульта. Чем выше двигательная активность, тем лучше развивается речь больного.
Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых. Когда мы овладеваем двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи.
В логоритмике существует два основных направления.
Первое направление– развитие неречевых процессов. Это совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, активизация всех видов внимания и памяти.
Второе направление – развитие речи и коррекция речевых нарушений. Это развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения.
Все упражнения выполняются в сочетании с ритмической основой: под музыку, под счет или стихотворное сопровождение. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук и головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.
В процессе занятий улучшается:
артикуляция – положения губ, языка, зубов при произношении изучаемого звука;
расширяется лексический запас;
развивается слуховое внимание и зрительная память;
совершенствуется общая и мелкая моторика;
вырабатываются координированные движения во взаимосвязи с речью;
улучшается звукопроизношение;
стабилизирует мышечный тонус;
развивает координацию слова с движением;
тренирует дыхание.
В общем, связь движений с музыкой и речевым материалом творит чудеса! Ведь ещё и настроение улучшает: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, это раскрепощает и заряжает энергией.
Конечно же структура занятий для каждого случая своя и зависит как от физических, так и от речевых возможностей инсультника, его индивидуальных и других особенностей.
Всем здоровья!
#инсульт #лфк #реабилитация #тренер #тренеронлайн #адаптивнаяфизкультура #логоритмика