Глава 1. Деревня. Жители. Окрестности. (с.12-15).
После осушки низин южный склон ещё интенсивнее стал застраиваться. Ещё до революции по решению деревенского схода была там построена общественная баня для всех жителей деревни, а рядом выкопан огромный глубокий колодец размерами четыре на четыре метра, взятый в деревянный сруб. Вода из колодца чистая, прозрачная, использовалась для бани, гончарных мастерских и других нужд. По вкусовым качествам вода была мягкая и настолько хороша, что все жители деревни повадились брать из этого колодца воду для чаепития. По великим христианским праздникам - на Пасху, Вознесение, Троицу и в другие значимые праздники в бане варили на всю деревню домашнее пиво, брагу. Главным пивоваром в те дальние времена был назначен мой прадед по матери Никита Рыченков. Я застал ещё тех стариков, которые говорили, что Никита был первоклассный мастер-пивовар. В праздники, когда варили пиво, на луговине возле бани устраивали гулянья с песнями, плясками, хороводами под гармошку, бывали и кулачные бои - стенка на стенку. Об этом мне поведала моя бабушка по матери Ефросинья Ивановна. В такие праздники гулял трудовой народ, отдыхал от тягот крестьянского труда.
Потом на южном склоне сразу после коллективизации срубили большую длинную конюшню на сотню общественных лошадей. Это деревянное строение было поставлено по всем правилам коневодства. Для нас конюшня была местом наших игр, где, играя, помаленьку приучались к крестьянскому труду.
Великим счастьем было для нас по поручению конюха съездить верхом на лошади на водопой к Дальнему пруду. Редкий мальчишка к десяти годам не умел ездить верхом на лошади. Езда верхом на коне без седла считалась для нас обязательным условием нашей жизни, нашей доблестью.
Колхозное стадо коров численностью более ста голов разместили в новой молочно-товарной ферме - МФТ, построенной левее и сзади Дальнего пруда на взгорке, Пахомовке. Всю молочную посуду доярки после дойки мыли в Дальнем пруду на специальных мостках в самой глубинной части пруда. Поэтому там водились самые крупные и жирные караси, выращенные на молоке. И всё-таки самое главное назначение пруда помимо прочих хозяйственных дел - это купание и рыбалка в летний период, а зимой - катание на коньках до тех пор, пока лёд снегом не заметёт. Летом мы пропадали на широком берегу пруда на купальне. Берег пруда широкий, с шелковой травкой, имел две купальни - женскую с пологим песчаным дном, для мелюзги раздолье, и купальню мужскую с более крутым уклоном в глубину, достигавшую от двух до трёх метров. Наибольшая глубина была там, где отмывали от молока молочную посуду. Многочисленных водорослей на мелководье и молока с фермы было достаточно, чтобы караси подрастали быстро, и ни у кого не было беспокойства, что наши рыбаки переловят всю рыбу.
Ловля рыбы на удочку у нас не пользовалась популярностью - это дела для городских жителей. В основном ловили рыбку бреднями, саками и вершами.
Верши для нас были более удобны, мы их сами плели из молодого ивняка, растущего у нас в изобилии. На причале возле мостка всегда находился плот, на котором многие мальчишки под вечер отвозили верши на любимые места и там их топили, втыкая в дно колышек. Обычно вершу начиняли жмыхом* (дурандой) или хлебом.
* Жмых - прессованный отжим отходов льняных или подсолнечных семян при производстве масла.
Рано утром, когда пастух сгонял скотину, плыли проверять вершу и собирать улов. За ночь в нее попадало столько карасей (мелочь мы отпускали), что семье хватало на целую сковородку, по-нашему - на жарёху. И дети, и взрослые - все довольны, отличная еда, особенно тогда, когда карасики в сметане и с картошкой - любимое блюдо для всех.
Приходится только удивляться мудрости наших предков при выборе участка для застройки селения - длинного пологого холма, тянущегося с запада на восток, окружённого лугами.
Исторически деревня поначалу строилась одним посадом с обращённым в южную сторону фасадом. Потом, после прироста населения, в девятнадцатом веке образовался второй посад на месте крестьянских огородов, а огороды отодвинулись пониже. При таком географическом положении деревня имела богатые угодья - пахотные земли вокруг деревни в непосредственной близости к жилью. Близость больших площадей пахоты позволила понизить в деревне и вокруг нее влажность воздуха, улучшился микроклимат в селении, поменьше стало комарья. Луга и выпасы расположились сразу после пахоты. Луга просторные, чистые, ровные, в основном, заливные, богатые разнотравьем, плавно подходили к расположенным вдали лесным угодьям, болоту и к двум сельским речушкам - Берёзовке и Волинке. Наши уникальные деревенские угодья напоминают угодья, описанные Сергеем Есениным в поэме "Анна Снегина" и высказанные возницей:
"Богаты мы лесом и водью,
Есть пастбища, есть поля,
И по всему угодью
Раскинулись тополя".
А у нас росли все больше ветлы, да березы с липами.
Ближняя к деревне с востока речка Березовка, петляя по низине, то разливаясь в широкие мелководные плеса, то переходя на перекаты в узких местах русла, сливалась на севере с речкой Волинкой. Протекала она на запад, вдоль опушки огромного лесного массива, называемого Малновским лесом. В трёх километрах от слияния с Берёзовкой речка впадала в более крупную лесную реку Сабля, которая, в свою очередь, впадала в реку Нерль Волжскую возле деревни Устье Тверской области. Обе наши речушки - Берёзовка и Волинка, с востока и севера как бы окаймляли огромную низинную луговину, местами поросшую мелким кустарником и осокой. Весной, в половодье они превращали эту низину, называемую, Заполицей, в величественное водное зеркало на огромном пространстве, протянувшееся с востока на запад почти на пару километров. Весеннее половодье имеет свое деревенское название - водополица.
*** *** *** *** ***
Глава 1. Деревня. Жители. окрестности. (с.3-8)
Глава 1. Деревня. Жители. Окрестности. (с.8-12).
Все ваши комментарии и теплые слова буду лично передавать автору книги -
Шашину Александру Федоровичу.
Продолжение следует....по четвергам.