Найти в Дзене

ВАЛДАЙСКИЕ БАРАНКИ.

«ПоГуглив» Интернет, прочитав статьи, книги, словари, понял что, Валдайские баранки, красавицы /девки/ и колокольчики заслуженно должны занять место в крылатых выражениях, в аккурат к моей алфавитной подборке на букву В. В статьях Интернет сообществ сведения о Валдайских прелестях сильно разнятся. Пришлось «перелопатить» первоисточники /путеводители, карманники и пр./в электронном виде и получилось следующее. Итак, с XV столетия тверская дорога стала главной почтовой артерией недавно образованного вокруг Москвы централизованного государства: вдоль нее стали появляться специальные перевалочные пункты — «ямы» (отсюда произошли слова «ямщик»). Одной из известных, был Валдай. Уже после основания Санкт-Петербурга через Валдай пролегла главная дорога страны, соединившая две столицы, по ней непрерывным потоком двигались повозки, мчались тройки, обозы, груженные снедью и мануфактурой, шли войска, мчались курьеры, что способствовало процветанию этого селения и развитию в нём ремесла и во многом определило род занятий местного населения. Основным промыслом здесь были ямская гоньба, извоз, содержание постояльцев. В большинстве своём это были ямщики и те представители профессий, которые были задействованы на обслуживании тракта – кузнецы, шорники (специалист по изготовлению конской упряжи), каретники, грузчики, швеи. Развивалась дорожная инфраструктура. Стали появляться гостевые дома, цирюльни, трактиры, бани, торговые лавки и прочее. Из истории известно, что ряд известных писателей, поэтов и художников останавливались в Валдае: поэт и государственный деятель Гавриил Романович Державин (1743 - 1816), писатель Александр Николаевич Радищев (1749 - 1802), поэт Александр Сергеевич Пушкин (1799 - 1837), поэт Николай Алексеевич Некрасов (1821 - 1878), художник Владимир Александрович Серов (1910 - 1968) и многие другие.

Именно, благодаря их художественным произведениям и описаниям Валдайские ценности стали известны всему миру.

ВАЛДАЙСКИЕ БАРАНКИ.

В стремлении заработать местное население проявляло немалую изобретательность. Большим спросом здесь пользовались знаменитые валдайские баранки.

Валдайские баранки стоят в одном ряду популярности с московскими калачами и калужским тестом. История этого хлебобулочного изделия обширна. По одной версии, это изделие пришло к нам с земли Польской, и называли его обваржанек, (польск. obwarzanek) – обварёнок, т.к. тесто варили. По другой, бублик зародился в городе Сморгонь, Белоруссия, считая его родиной, местом зарождения бубликового производства. Может это всё и так, но это не твёрдая обмельчавшая сушка, не бублик, а именно благородная, большая, сдобная и мягкая баранка... Здесь стоит только отметить,что во времена царствования Алексея Михайловича (1629 - 1676), на Валдай переселялись белорусские мастеровые люди, покидавшими родные края ради сохранения православной веры от насаждаемого поляками католицизма. Здесь их называли поляками, так как витебско-смоленские земли в середине XVII в. входили в состав польско-литовского государства Речи Посполитой. Возможно жёны ремесленников и передали бубликовый рецепт предприимчивым валдайцам, которые на русский манер «обозвали» бублик баранкой, чьё название образовано от глагола баранить (гнуть, сгибать кольцами) и означает «закрученное, кольцевидное изделие». Формовка баранок осуществлялась путём зажима большим пальцем сделанного из теста жгута и обводки его вокруг остальных четырёх или 2-3 пальцев (в зависимости от будущего диаметра). Так собственно и появилось выражение «баранки гну».

Одно из первых упоминаний о баранках встречается в источниках XVII века. В Приходо-расходной книге Иверского Валдайского монастыря (1665) записано: «Куплено братии в сем Богородицино боранков и яиц па десят(ь) алтын...». До 1764 года Валдай был монастырским селом Богородицыно. Да, именно «бараночное производство» прославило Валдай первым, и только потом этот вкусный продукт приобрел популярность в Российской Империи. Их делали таким образом (вареное тесто), что в течении длительного времени они не портились и не меняли вкусовых качеств. Путники отправляясь в длительное путешествие (путь только от Москвы до Петербурга занимал 6-8 дней), в дороге могли перекусить. В 1856 году граф Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910) в своей ранней повести «Два гусара» вспоминает начало XIX столетия: — «В 1800-х годах, в те времена, когда не было еще ни железных, ни шоссейных дорог, ни газового, ни стеаринового света, … - в те наивные времена, когда из Москвы, выезжая в Петербург в повозке или карете, брали с собой целую кухню домашнего приготовления, ехали восемь суток по мягкой, пыльной или грязной дороге и верили в пожарские котлеты, в валдайские колокольчики и бублики…».

В те времена выпекали изделия дома, соблюдая традиционный рецепт. Изготавливались они из муки-крупчатки, причем тесто готовили по особому ритуалу и только с четверга на пятницу. Это уже в XIX веке их стали выпекать в специальных пекарнях, коих к 1874 году насчитывалось около тридцати.

-2

Торговали баранками самые красивые валдайские девушки, причем не просто так, а применяя маркетинговый ход, с поцелуями. Дарились поцелуи через бараночную дырку, красавица не касалась губами покупателя, а лишь давала ему вдохнуть ее молодость и свежесть. Кстати, удовольствие было не из дешевых, за связку баранков с поцелуем надо было заплатить серебряный рубль. Все проезжие по Московско-Петербургскому тракту разносили славу о валдайских баранках, в особенности благодаря именитым путешественникам. В народе заговорили поговорками: "Баранки в Валдае продажные, а поцелуй на придачу идет", "Валдайцы – колокольники, да бараночники".

Первое красочное упоминание об этом продукте и его торговках описал в 1801 году тверской деятель, впоследствии ставший вице-губернатором г. Тверь Иван Фомич Глушков (1774−1848 гг.). В своём «Ручном дорожнике для употребления на пути … лучших мест» он указал, не только баранки, но и «белокурых валдаек»: «Здешнее произведение есть валдайские баранки (крупичатые круглые крендели), с ними всякого проезжего тотчас окружит толпа женщин, и каждая с особливым красноречием и нежностию пропоёт в похвалу товару своему и покупщику арию, например: «Милинькой, чернобровинькой барин! Да купи ж у меня хоть связочку, голубчик, красавчик мой! Вот эту, што сахар белую». После того кто же грубо презрит такие ласки и в удовольствие белокурой валдайки, у которой на лилейных щеках цветут живые розы, не купит десятка связок вкусных и весьма употребительных при чае и кофе сих кренделей? Сказывают, прежде торговали оными баранками исключительно отборные красавицы, и проезжие тем более их покупали, что за каждую связку милому купцу наградою бывал «поцалуй», но ныне такая щедрость пресечена корыстолюбием торгашей-мужчин, которые возами развозят их во все стороны».

9 ноября 1826 г. Александр Сергеевич Пушкин (1799– 1837) пишет своему близкому другу библиографу Соболевскому Сергею Александровичу (1803—1870) письмо из Михайловского в Москву:

— В Валдае спроси, есть ли свежие сельди? если же нет,

У податливых крестьянок

(Чем и славится Валдай)

К чаю накупи баранок

И скорее поезжай.

А в 1830 году поэт отправляя своего героя Евгения Онегина в Путешествие, опять отметил баранки и уже «привязчивых крестьянок»:

Пред ним Валдай, Торжок и Тверь,

Тут у привязчивых крестьянок

Берет три связки он баранок.

В 1839 году писатель и переводчик Дмитриев Иван Алексеевич в своём "Путеводителе из Москвы до Санкт-Петербурга и обратно", издание 1839 года, подражая Глушкову и почерпнув у него некоторые сведения, обширно описал атмосферу валдайского торга: «Когда бы вы ни приехали, утром, в полдень, в полночь ли, сонный или бодрствующий, веселый или печальный – вас тотчас обступят десятки белокурых красавиц с большими связками валдайского произведения – баранками (крупитчатые круглые крендели), и каждая из них с особенным красноречием, доходным до сердца, и выразительною нежностию пропоет в похвалу своему товару и покупщику громкую арию на известный цыганский мотив с вариациями: "Миленький, чернобровинький барин! Да купи у меня хоть связочку, голубчик, красавчик мой! Вот эту, мягкую, хорошую, что сахар белую! Да, пожалуйста, купи, я тебя первая встретила с хлебом-солью, и проч., и проч.". Никакое красноречие ваше не устоит против сладких убеждений продавицы, никакие отговорки ваши не помогут вам спастись от покупки: вас будут преследовать по селу, ежели вы пойдете; за вами побегут в комнаты постоялого двора; вас разбудят, ежели вы покоитесь в экипаже – и до тех пор, пока вы не уедете или не убежите опрометью из Зимогорья, вас ничто не избавит от покупки предлагаемого товара... Но как бы ни были скупы, или скучны, вы смягчитесь, растаете и не будете в состоянии грубо презреть расточаемые вам ласки белокурою красавицею, у которой нередко на чистеньких щечках цветут живые розы, не коснувшиеся хищного мороза, и непременно купите хоть связку кренделей, весьма вкусных, впрочем, и для чаю и для кофе, и удобных для дороги. Говорят, что лет за сорок валдайскими кренделями торговали преимущественно отборные красавицы, и проезжающие тем охотнее покупали баранки, что за каждую связку молодому покупщику в придачу наградою был поцелуй, мягкий, пышний, жгучий поцелуй; но ныне эту щедрость пресекли корыстолюбивые ревнивцы, торгаши-мужчины, возами развозящие во все стороны православной Руси знаменитое произведение города Валдая… Промышленность горожанок состоит в домашнем рукоделии …. Но главный продукт женского трудолюбия и искусства состоит в печении небольших кренделей пшеничных и крупичатых, известных под видом Валдайских баранок…».

Со временем прославленные баранки стали продавать на базарах, ярмарках, их стали подавать в трактирах, чайных, пивных. Предприимчивые «корыстолюбивые торгаши-мужчины» (по Глушкову), мешками скупали товар и вывозили не только по городам и селам Новгородской и Псковской губерний, но и в Москву, в волжские города и даже в Сибирь. В течение года из Валдая расходилось до десяти тысяч пятипудовых мешков с баранками. И уж тем более, с появлением в 1851 году Санкт-Петербурго-Московской железной дорогой канули в лета валдайские красавицы, которые полтора века навязывали баранки проезжающим.

Проштудировав материал по этой теме, могу смело сделать вывод, что и валдайские баранки, и валдайские красавицы неразрывно взаимосвязаны. Их успех был во взаимодействии друг с другом. Но, бойкие, разрумяненные, красивые торговки породили массу слухов о своей порочности, а это уже другая история – "Валдайские красавицы".

Спасибо, что дочитали статью, был бы очень благодарен вашей поддержке в виде лайка и подписки. Пишите в комментариях своё мнение, замечания, будет очень интересно послушать! Успехов, удачи Вам и лёгкости в общении!

Возможно, вам будет интересно:
Подборка смешных фраз и прикольных выражений.
Афоризм "ВАКСА ЧЕРНИТ С ПОЛЬЗОЮ..."
Сбор грибов. /исповедь новичка/

Ссылка на ПОСТ моего канала "КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ".