Найти тему
Military Wolf

Т-4 «Сотка» - cамый быстрый охотник на авианосцы

Оглавление

Т-4 или «Изделие 100» - советский сверхзвуковой ударно-разведывательный комплекс, который так и остался на стадии прототипа.

В погоне за «Валькирией»

В 1963 году правительство СССР озвучило отечественным авиационным КБ, необходимость разработки нового самолета - аналога американскому сверхзвуковому стратегическому бомбардировщику XB-70 Valkyrie. Свои предложения выдвинули конструкторские бюро Яковлева, Туполева и Сухого. Военное руководство больше всего поразил проект Сухого, разработчики обещали создать бомбардировщик способный развить скорость 3 200 км/ч. с радиусом действия до 4 000 км. После предварительной проверки проектной документации в июне 1964 года было дано разрешение на строительство прототипа.

Создание Т-4 потребовало огромных исследовательских усилий для разработки необходимых технологий, в том числе специального оборудования для обработки и сварки авиационных металлов, необходимых для того, чтобы выдерживать продолжительный полет со скоростью 3 Маха.

Такой сложный самолет требовал установки различных систем для автоматизации процессов, чтобы снизить нагрузку для двух членов экипажа. Также разработали новый вид топлива, который можно хранить в баках при высоких температурах корпуса. В процессе работы над программой Т-4, было присвоено около 600 патентов.

Осенью 1971 года был окончательно завершен первый летный прототип, который поднялся в воздух 22 августа 1972 года. Летчиком-испытателем был Владимир Ильюшин (сын прославленного авиаконструктора Сергея Ильюшина) и штурман Николай Алферов. Летные испытания длились примерно полтора года, за это время Т-4 совершил 10 полетов, в общей сложности провел в небе 10 часов 20 минут. Считается, что он достиг скорости не менее 1,3 Маха на высоте 12 000 м. Самолет был рассчитан на достижение скорости до 3,0 Маха с девятью тоннами боевой нагрузки.

Отказ от дальнейшего развития сверхзвуковых бомбардировщиков

Источник: https://clck.ru/322aYC
Источник: https://clck.ru/322aYC

Работа над тремя дополнительными планерами (один для статических испытаний) продолжалась до конца 1974 года. До того, как удалось добиться полной производительности и заявленных характеристик самолета, в начале 1975 года Министерство авиационной промышленности приказало приостановить работу над Т-4, который официально был списан 19 декабря 1975 г.

Такое решение было принято из-за нескольких причин:

  • Появление модификации самолета Ту-22М3, который после некоторых дополнений в конструкции, мог выполнять те же задачи, что и Т-4 при меньших затратах.
  • Стремительное совершенствование комплексов ПВО, делало бомбардировщики крайне уязвимыми, даже несмотря на их высокую скорость, в несколько раз превышающую звуковую. Из-за этого многие проекты советских самолетов подобного типа были закрыты.

Особенности конструкции и двигатели

Источник: https://www.flickr.com/photos/joseluiscel/4739891590
Источник: https://www.flickr.com/photos/joseluiscel/4739891590

Т-4 имеет отклоняемую носовую часть фюзеляжа. При взлете и посадке нос опускался, открывая трехпанельное лобовое стекло. Самолет оснащен четырьмя ТРД РД36-41, каждый из которых обеспечивал тягу на форсаже 16 000 кгс. Двигатели имеют два воздухозаборника и размещены в одной мотогондоле. Для уменьшения посадочного крена и пробега во время посадки, в хвостовой части встроены четыре крестообразных тормозных парашюта.

Т-4 был «динамически нестабильным» самолетом, поэтому была разработана усовершенствованная аналогово-электронная система управления полетом «по проводам», чтобы поддерживать его правильный полет; также была разработана автоматическая система дроссельной заслонки, поскольку усложнялось управление двигателем при посадке.

Вооружение

Источник: https://testpilot.ru/russia/sukhoi/t/4/
Источник: https://testpilot.ru/russia/sukhoi/t/4/

В качестве вооружения планировалось установить систему ударных-авиационных ракет большой дальности К-30. Именно для этого бомбардировщика была создана модификация гиперзвуковой противокорабельной ракеты X-45 «Молния» ( один из типов ракет системы К-30) для поражения кораблей и наземных целей, оснащенная обычными или ядерными боеголовками.

Т-4 должен был быть оснащен соответствующей РЛС для навигации и управления огнем. Оборонительное вооружения отсутствовало, самолет полагался на скорость и сложный комплекс электронных средств противодействия для защиты.

Для увеличения дальности полета, можно было подвесить внешние топливные баки. Разведывательное оборудование должно было включать пленочные камеры, тепловизоры и бортовой радар бокового обзора, при этом разведывательное оборудование, по крайней мере, частично переносилось снаружи в специальных подвесных контейнерах. Максимальная полезная нагрузка составляла 19 тонн.

Т-4 получил прозвище «Сотка». На Западе этот самолет иногда называли «Су-100», но в Советском Союзе его так никогда не называли.