Т-4 или «Изделие 100» - советский сверхзвуковой ударно-разведывательный комплекс, который так и остался на стадии прототипа.
В погоне за «Валькирией»
В 1963 году правительство СССР озвучило отечественным авиационным КБ, необходимость разработки нового самолета - аналога американскому сверхзвуковому стратегическому бомбардировщику XB-70 Valkyrie. Свои предложения выдвинули конструкторские бюро Яковлева, Туполева и Сухого. Военное руководство больше всего поразил проект Сухого, разработчики обещали создать бомбардировщик способный развить скорость 3 200 км/ч. с радиусом действия до 4 000 км. После предварительной проверки проектной документации в июне 1964 года было дано разрешение на строительство прототипа.
Создание Т-4 потребовало огромных исследовательских усилий для разработки необходимых технологий, в том числе специального оборудования для обработки и сварки авиационных металлов, необходимых для того, чтобы выдерживать продолжительный полет со скоростью 3 Маха.
Такой сложный самолет требовал установки различных систем для автоматизации процессов, чтобы снизить нагрузку для двух членов экипажа. Также разработали новый вид топлива, который можно хранить в баках при высоких температурах корпуса. В процессе работы над программой Т-4, было присвоено около 600 патентов.
Осенью 1971 года был окончательно завершен первый летный прототип, который поднялся в воздух 22 августа 1972 года. Летчиком-испытателем был Владимир Ильюшин (сын прославленного авиаконструктора Сергея Ильюшина) и штурман Николай Алферов. Летные испытания длились примерно полтора года, за это время Т-4 совершил 10 полетов, в общей сложности провел в небе 10 часов 20 минут. Считается, что он достиг скорости не менее 1,3 Маха на высоте 12 000 м. Самолет был рассчитан на достижение скорости до 3,0 Маха с девятью тоннами боевой нагрузки.
Отказ от дальнейшего развития сверхзвуковых бомбардировщиков
Работа над тремя дополнительными планерами (один для статических испытаний) продолжалась до конца 1974 года. До того, как удалось добиться полной производительности и заявленных характеристик самолета, в начале 1975 года Министерство авиационной промышленности приказало приостановить работу над Т-4, который официально был списан 19 декабря 1975 г.
Такое решение было принято из-за нескольких причин:
- Появление модификации самолета Ту-22М3, который после некоторых дополнений в конструкции, мог выполнять те же задачи, что и Т-4 при меньших затратах.
- Стремительное совершенствование комплексов ПВО, делало бомбардировщики крайне уязвимыми, даже несмотря на их высокую скорость, в несколько раз превышающую звуковую. Из-за этого многие проекты советских самолетов подобного типа были закрыты.
Особенности конструкции и двигатели
Т-4 имеет отклоняемую носовую часть фюзеляжа. При взлете и посадке нос опускался, открывая трехпанельное лобовое стекло. Самолет оснащен четырьмя ТРД РД36-41, каждый из которых обеспечивал тягу на форсаже 16 000 кгс. Двигатели имеют два воздухозаборника и размещены в одной мотогондоле. Для уменьшения посадочного крена и пробега во время посадки, в хвостовой части встроены четыре крестообразных тормозных парашюта.
Т-4 был «динамически нестабильным» самолетом, поэтому была разработана усовершенствованная аналогово-электронная система управления полетом «по проводам», чтобы поддерживать его правильный полет; также была разработана автоматическая система дроссельной заслонки, поскольку усложнялось управление двигателем при посадке.
Вооружение
В качестве вооружения планировалось установить систему ударных-авиационных ракет большой дальности К-30. Именно для этого бомбардировщика была создана модификация гиперзвуковой противокорабельной ракеты X-45 «Молния» ( один из типов ракет системы К-30) для поражения кораблей и наземных целей, оснащенная обычными или ядерными боеголовками.
Т-4 должен был быть оснащен соответствующей РЛС для навигации и управления огнем. Оборонительное вооружения отсутствовало, самолет полагался на скорость и сложный комплекс электронных средств противодействия для защиты.
Для увеличения дальности полета, можно было подвесить внешние топливные баки. Разведывательное оборудование должно было включать пленочные камеры, тепловизоры и бортовой радар бокового обзора, при этом разведывательное оборудование, по крайней мере, частично переносилось снаружи в специальных подвесных контейнерах. Максимальная полезная нагрузка составляла 19 тонн.
Т-4 получил прозвище «Сотка». На Западе этот самолет иногда называли «Су-100», но в Советском Союзе его так никогда не называли.