Найти в Дзене
Будущее за нами!

"Метеор" - несбывшаяся мечта коммуниста

Советский Союз славился многими сферами науки и производства, и судостроение тут явно не исключение. Военно-морской флот СССР в первую очередь ассоциируется с крейсером "Аврора", а вот в гражданском флоте самым главным и узнаваемым символом советской эпохи является пассажирский катер на подводных крыльях

Элегантный, грациозный и футуристичный он являл собой демонстрацию великолепной инженерной мысли и стремление к светлому будущему. "Метеор" и "Ракета" стали культовыми судами, не имеющими аналогов в западных странах, что соцлагерь считал особенным достижением. Однако, если копнуть глубже - станет ясно, почему. К тому же, будут найдены и ответы на другие волнующие народ вопросы

-2

Да, пассажирские теплоходы на подводных крыльях - это и звучит, и выглядит круто, да и на практике очень здорово и захватывающе. Безусловное советско-российское лидерство и почти монополия в сфере была обеспечена невероятно удачной конструкцией советских инженеров, позволившей развивать сумасшедшие скорости с небольшими энергозатратами - ведь сопротивление воды на глиссере снижалось в разы.

И эта технология вообще не прижилась в условиях капитализма, и как показывает практика - дело вовсе не в некой принципиальности НАТОвцев. В России с приходом капитализма идея пассажирских катеров на подводных крыльях была мертва до недавнего времени

Проблема в том, что подводные крылья- это очень хрупкая и нестабильная конструкция. Малейшее повреждение или даже нарост приводят к потере гидродинамических качеств, судно сложнее выходит на глиссер, а что ещё хуже - может потерять управляемость. Подводные крылья всегда должны содержатся в идеальном состоянии и обслуживаться едва ли не еженедельно. И катер - не машина, его нельзя "загнать на яму", чтобы обслужить всё снизу. Докование или работа водолаза - это огромная статья расходов, которой как огня боится любой судовладелец

-3

Но это лишь часть проблемы. Сами катера очень дорогие в постройке и почти неокупаемы. Невозможно поднять цену, сохранив спрос так, чтобы постройка судна на подводных крыльях выходила в плюс хотя бы за два десятилетия - а это уже тот возраст, когда судно живёт от ремонта до ремонта. Добавляем обслуживание корпуса ниже ватерлинии, расходы на дизель, воду, персонал, краску и прочее, прочее, прочее...

И получаем, что катера на подводных крыльях просто нежизнеспособны в рыночных условиях - как не были жизнеспособными и многие советские товары и проекты с приходом "свободы и демократии" - как, например, сельская авиация с аэродромами в каждом сибирском селе. И в этом нет ничего плохого - просто нужно понимать, что проекты эти создавались для других целей и условий, помимо наживы денег. И "Метеор" - это пример идеалов коммунизма

Скриншот с Ютуба. Метеор на реке
Скриншот с Ютуба. Метеор на реке

Когда финансовая окупаемость принесена в жертву полёту конструкторской мысли, романтике и визуальной составляющей. Когда на первом месте стоит мечта - создать нечто невообразимое, чего не существовало раньше - и сделать это доступным каждому. Поделится мечтой и инженерией с массами, поставить на поток в огромных объёмах то, что нужно людям, независимо от того, сколько это будет стоить государству

"Метеор" - несбывшаяся надежда на всеобщее благоденствие, судно ненаступившего будущего, призрачная мечта, которая не подразумевала финансовых отношений. В годы воплощения этой мечты, государство взяло на себя огромные расходы на её содержание, поскольку у него в приоритетах тоже были не деньги. Все жили Мечтой о том, что расходы когда-нибудь не будут важны - что никто и не вспомнит, что такое деньги и зачем их размножать

Проще и выгоднее распилить, чем восстанавливать. Попрощайтесь с этими красавцами
Проще и выгоднее распилить, чем восстанавливать. Попрощайтесь с этими красавцами

Но жизнь распорядилась иначе. Подобно мечтателям, с 90-х "Метеоры" лишились поддержки в угоду более дешёвому и выгодному транспорту. Многих продали за гроши в руки начинающим свой путь до олигархов бизнесменам, состоявшимся грабителям за бугром или просто отдали в металлолом. Получившие по дешёвке чью-то мечту судовладельцы нещадно эксплуатировали её, пока она не выдыхалась. И, подобно энтузиастам, верящим в светлое и беззаботное "завтра", с каждым годом "Метеоров" становилось всё меньше

До недавнего времени....

Продолжение следует