Найти тему
New experience

Как Старбакс стал одним из самых больших банков в США.

Все знают, что Старбакс — это крупнейшая сеть кофеен. Кофе у них, кстати, посредственный и любая кофейня новой волны даст Старбаксу фору. Но это тот случай, когда масштаб решает.

Однако мало кто в курсе, что сегодня Старбакс входит в топ-10 мировых компаний по объему депозитов клиентов. Да, именно так: у Старбакса больше денег, чем у большинства банков. И вот, как ему это удалось.

Все началось с подарочных карт в 2008 году. Компания решила строить свою программу лояльности на базе — вашему удивлению не будет предела — карт лояльности.

Только были эти карты несколько необычными: фактически, они были не дисконтными, а дебитными. Клиент покупал карту на удобную сумму, а потом мог пополнить ее, когда деньги закончатся. Каждый расчет такой картой давал бонусные баллы, за которые можно было купить больше кофе, получить доступ к спецпредложениям и бесплатному Wi-Fi (да, в Старбакс в 2008 году так просто к вай-фаю было не подключиться).

В 2010 году Старбакс проапгрейдил программу лояльности и назвал ее Starbucks Rewards Program (Наградная программа Старбакса). Для это компания выпустила мобильное приложение, в которое можно было добавить карту и в один клик пополнить ее. Кроме того, из приложения можно было заказать кофе и сделать другие покупки без необходимости выстаивать фирменную очередь в кофейне.

Но это все обертка. Важнейшее нововведение было в принципе начисления баллов лояльности — «звезд». В Starbucks Rewards Program трата одного доллара с подарочной карты приводит к начислению одной бонусной звезды. А трата того же доллара с пополненной подарочной карты дает уже две звезды. То есть просто подарочная карта стала невыгодной, ее нужно было обязательно пополнить.

Программа лояльности оказалась гиперуспешной — уже в 2014 году 25% всех покупок в Старбакс были сделаны через приложение. А в 2016 году на счетах клиентов суммарно было уже $1,2 миллиарда. При этом эти деньги нельзя просто так забрать и обналичить — только купить что-то у Старбакс. Это позволяет кофейному гиганту использовать средства с карт лояльности как свою беспроцентную кредитную линию и экономить десятки миллионов долларов на выплате банковских процентов.