В России возникла идея, как помочь авиакомпаниям преодолеть санкции и снова получить право летать на иностранных самолетах по всему миру.
Минтранс предложил выкупить самолеты лизингодателей за счет средств ФНБ. Об этом пишет «КоммерсантЪ».
По сведениям издания, в конце августа министерство отправило 20 крупным компаниям письмо, в котором предлагается оценить, сколько оставшихся самолетов они готовы приобрести, и насколько это целесообразно применительно к машинам старше 20 лет.
На выкуп самолетов из ФНБ предлагается выделить средства сроком на 15 лет под 1,5%. Министерство помимо прочего запросило юридическую экспертизу «рисков безопасных и бесперебойных расчетов» с лизингодателями и «возможных последующих исков» с их стороны.
Журналисты «Ъ» напоминают, что еще в марте министр транспорта, экс-глава «Аэрофлота» Виталий Савельев говорил, что правительству следует определиться с вопросом выкупа более 500 самолетов стоимостью около $20 млрд. Во сколько сейчас оценивается парк самолетов к выкупу, неизвестно.
Зачем это нужно
Политолог, обозреватель Константин Двинский в комментарии к инициативе Минтранса отметил, что финансирование из ФНБ предложено на беспрецедентных условиях. Такого процента не удается добиться даже для строительства высокоскоростной магистрали Москва – Петербург.
Но суть не в этом. Реальный сектор экономики нуждается в развитии. На это нужны большие деньги, и совершенно странно расходовать средства ФНБ на выкуп самолетов. Фактически это означает отдать иностранным компаниям из недружественных государств.
«Я не исключаю, что каким-то компаниям, в теории, действительно необходимо осуществить выкуп, чтобы не иметь проблем с полётами за границу. Однако до настоящего момента никаких подобных проблем не возникало», - написал Двинский в Telegram.
Он напомнил, что самолеты иностранных лизингодателей были оставлены в России в ответ на рестрикции в отношении России. Обмен «любезностями» получился равноценным, а теперь Минтранс «хочет заплатить этим вредителям деньги».
Более справедливым было бы согласование выкупа самолетов за счет средств замороженных золотовалютных резервов, чтобы лизингодатели сами решали вопросы с правительствами своих стран на тему, как получить деньги. Что касается средств ФНБ, их всегда можно потратить более разумно.
«Подход Минтранса, естественно, не может никого устраивать. Даже если исключить финансовую составляющую, с имиджевой точки зрения репутации России будет нанесён серьёзный ущерб», - заключил Двинский, выразив надежду, что инициатива все-таки останется на бумаге.