Страницы мировой истории через историю бонсай на выставке «Бонсай времен Второй мировой войны: Память и устойчивость» (World War Bonsai: Remembrance & Resilience) (8 июля 2020 – 10 октября 2021 гг.) Выставка готовилась в течение 15 лет и была приурочена к 75-летию окончания Второй мировой войны, завершившейся подписанием акта о капитуляции Японии.
Тематическая выставка Тихоокеанского музея бонсай (Pacific Bonsai Museum, Сиэтл, США) рассказала о культурной практике бонсай в Японии и в Соединенных Штатах Америки, начиная с довоенного периода Второй мировой войны. Выставка в основном была построена на музейной коллекции бонсай, состоящей из авторских работ мастеров бонсай японского происхождения. Личная судьба этих людей или судьба их семей была связана с эмиграцией в США, притеснением по национальному признаку, интернированием, жизнью в «военных центрах перемещения», потерей гражданства и имущества, последствиями событий в Перл-Харбор и других активных действий армии Японии. Хотя выставка о другом, но неимоверно трудно не провести параллель с тем, что в это же время происходило в Европе.
Среди экспонатов выставки черная сосна «Фурузава», выращенная американцем японского происхождения Юзабуро Фурузава (Juzaburo Furuzawa). Сосна была посажена и выращена им из семечки-крылатки в консервной банке в период с 1942 по 1945 год, когда Фурузава против воли содержали в лагере для военнопленных. Выставка также представляет один (сосну Mugo) из трех бонсай Фрэнка Нагата (Frank B. Nagata), которые ему переправили американские друзья в лагерь Амаче, недалеко от города Гранада в восточном Колорадо. Эти бонсай Фрэнк оставил расти во дворе друзей, так как не мог забрать их в ручной клади при переселении в лагерь.
Организаторы выставки очень широко рассмотрели роль культуры бонсай в период Второй мировой войны, рассказав среди прочих и историю спасения бонсай от бомбардировок Токио в 1945 году. Тогда по всему Токио было собрано много деревьев, за которыми тайно ухаживали по ночам. Садовники Императорской коллекции бонсай под руководством ее хранителя Кюдзо Мурата (Kyuzo Murata) отливали коллекцию водой после разрушения дворца, потеряв в огне всего несколько деревьев.
Одним из величайших экспонатов выставки является клен Домото, который Канетаро Домото (Kanetaro Domoto) приобрел в 1916 году в Сан-Франциско на выставке бонсай из Японии. Предположительно, дереву было около ста лет, поэтому сегодня растению более двухсот лет. Домото иммигрировал в США в 1880 году, основал садовый центр в Окленде и оставил дерево своим потомкам. Клен Домото пережил военные годы, когда его оставили в деревянном горшке, развалившемся от времени. Корни дерева проросли в землю. После войны дерево было восстановлено семьей Domoto в культуре бонсай.
«Экспонатами надежды» названы в одной из интернет-статей тридцать два представленных на выставке бонсай. Эти деревья, сопровождаемые историями их художников, артефакты, документы, фотографии и великолепные инсталляции обобщили частные истории людей, которые мужественно и трепетно ухаживали за бонсай в непростое для них время, сохраняли для себя и своих детей это занятие и тем самым - право на свою культурную идентичность. Сохраняя искусство, они делились им со всеми, несмотря на все трудности. В конце концов, многие из этих людей, став впоследствии учителями для американских энтузиастов, обеспечили стремительное развитие искусства бонсай в Североамериканской культуре, а, в общем-то, навсегда изменили ход истории искусства бонсай.
«Бонсай не стал бы мировой практикой, если бы не великодушие японцев и американцев японского происхождения, которые нашли в себе силы оставить позади негодование от тюремного заключения и поделиться своим искусством со следующим поколением увлеченных художников по бонсай в Америке, многие из которых возвращались из G.I.s (ветераны Второй мировой войны – авт.), которые увлеклись искусством, когда служили в Японии» (А. Паккард, куратор Pacific Bonsai Museum)
Кураторы выставки считают, что японско-американская история бонсай, вероятно, никогда не рассказывалась в официальной музейной обстановке в США или Японии. Выставка поставила перед современными американцами, да и всеми, кто прикоснулся к этому арт-пространству, много вопросов, ответы на которые лежат уже не в плоскости изучения искусства бонсай.
Художник выставки Erin Shigaki. В оформлении использованы фотографии Dorothea Lange.
Спасибо, что дочитали статью. Комментируйте и ставьте лайки.
Нажмите здесь, чтобы подписаться на канал.
Самое интересное – впереди.