Его обвиняли в жестокости и неполиткорректности. Другие восторгались и называли гением российского кинематографа. Некоторые его фильмы разошлись на мемы и стали частью народной культуры, иные не столь популярны, несут страшные образы, но правдивые образы России. Он не заботился о том, чтобы сотворить карьеру. Не пиарил себя, почти не давал интервью, не стремился на главные кинофестивали, а если и приезжал, то ходил не вполне трезвым и в тельняшке — униформе митьков. Он просто делал фильмы, которые смотрели и до сих пор смотря.
Все это про Алексея Балабанова.
Подписывайтесь на наши социальные сети:
Телеграм канал: https://t.me/prokinoclub - тут больше про фильмы и сериалы.
ТикТок: www.tiktok.com/@eat.watch.discus - тут больше киномемов.
С чего все начиналось
Балабанов – мальчик из хорошей советской семьи из Свердловска. Его родители на момент рождения ребенка еще были студентами: отец учился на последнем курсе юридического факультета, мать заканчивала медицинский.
Алексей не сразу стал режиссером, попробовав себя в разных направлениях. Например, в школе вместе со своим другом Евгением Горенбургом создал музыкальную группу «Кери», где Балабанов был гитаристом. Молодые люди играли популярные песни The Beatles, Deep Purple, Led Zeppelin. Сразу же после окончания школы в 1976 г. Алексей Балабанов поступил на переводческий факультет в Горьковский педагогический институт иностранных языков в Нижнем Новгороде.
Самое запоминающееся событие того периода была стажировка в Великобритании: сначала две недели жил в Лондоне, остальное время — в Манчестере. По возвращении на Родину будущий режиссер привез с собой множество музыкальных пластинок и план стать диджеем университетских дискотек.
Именно в студенческие годы Балабанов завел себе дневник, куда записывал впечатления от просмотра фильмов после походов в кинотеатры.
«На третьем курсе лингвистического института я понял, что буду работать в кино. Неважно кем, мне было все равно. Любой ценой — но в кино».
После окончания педагогического института Балабанов отправляется на два года в армию, где он служил в авиации. Он летал в Анголу, Эфиопию, Экваториальную Гвинею, Сирию. Чтобы чаще совершать вылеты, а не находиться в управлении, режиссер занимался английским с сыном майора, который отвечал за график полетов. Позже тема войны найдет отражение в работах режиссера.
«Я в первый раз понял, что такое война, когда в Эфиопии мы садились в машину и мне сказали — садись за водителем. Чтоб прикрыться. Понял, да? С одной стороны цинично, а с другой — рационально. Такое было первое ощущение войны — что здесь могут убить».
За несколько месяцев до окончания службы режиссера уволили из авиации: сначала опоздал на рейс в Венгрии, потому что покупал музыкальные пластики, а потом отправил другу анекдот про первого секретаря ЦК Леонида Брежнева.
«Анекдот такой: «Смотрит Брежнев в зеркало и говорит: «Ох уж мне этот Тарковский».
В 1983 году Алексей Балабанов демобилизовался из армии. Отец смог договориться о его поступлении во Всероссийский государственный институт кинематографии (ВГИКе) на сценарное отделение научно-популярных фильмов. Но надолго Балабанов там не задержался: на первом же экзамене преподаватель раскритиковал его рассказ «День рождения». Он забрал документы из института и вернулся в родной город, где устроился в Свердловскую киностудию третьим помощником режиссера. Работа предполагала частые командировки: фильмы снимали на Дальнем Востоке и крайнем Севера, в Сибири. Когда у Балабанова было свободное время, он ходил в Свердловский рок-клуб. Там он подружился с Вячеславом Бутусовым и Дмитрием Умецким — основателями музыкальной группы Nautilus Pompilius. Позже музыка этой группы будет частым сопровождением картин режиссера.
В 1987 году Алексей Балабанов попал на курс «Авторское кино» от Высших режиссерских курсов в Москве к известному режиссеру Борису Галантеру. В том же году снял свой первый короткометражный художественный фильм «Раньше было другое время». Картина появилась случайно: знакомый студент-оператор попросил Балабанова помочь ему с курсовой работой. Съемки проходили в Свердловске. Режиссер за ночь написал сценарий и привлек в качестве актеров своих знакомых рок-музыкантов.
Во время обучения Алексей Балабанов жил в общежитии. Там он познакомился с Сергеем Сельяновым (сценарист и продюсер будущих фильмов Балабанова), который учился на отделении игрового кино. Они быстро нашли общий язык, так как у обоих было одинаковое видение кино.
В 1990 году Алексей Балабанов успешно окончил курсы и переехал в Ленинград. Сергей Сельянов помог другу устроиться работать на Ленфильм в мастерскую к знаменитому режиссеру Алексею Герману. Через год Балабанов принялся за съемки фильма «Счастливые дни», в котором сыграл главную роль Виктор Сухоруков.
«На «Счастливых днях» [Балабанов] заставил меня надеть ботинки на полразмера меньше, тесные. Мы снимали зимой на кладбище, я ноги себе отморозил. Говорю ему: «У меня ноги мерзнут…» А он: «Ничего-ничего, потерпи…» Потом оказалось, что это все специально. Ему нужно было, чтобы мои мучения через глаза передавались», - рассказывает затем Виктор Сухоруков.
В 1992 году трое друзей (Сергей Сельянов, Василий Григорьев и Алексей Балабанов) совместно со студией «Ленфильм» основали кинокомпанию СТВ. Все свои дальнейшие фильмы Балабанов снимал при ее участии. К 100-летию кинематографа в 1995 году режиссер выпустил короткометражку «Трофимъ», которая вошла в альманах «Прибытие поезда».
Балабанов переснял знаменитый фильм братьев Люмьер, добавив туда главного героя. В центре внимания оказался один из пассажиров поезда — деревенский мужик, который из ревности убил родного брата топором и сбежал из села.
Сразу же после «Трофима» Алексей Балабанов хотел приступить к съемкам фильма «Про уродов и людей». Сценарий картины уже был готов. Но пришлось отложить картинку на несколько лет, так как на её производство не было ни денег, ни спонсоров. Чтобы заработать, Балабанов решил снять массовое кино о бандитах и музыкантах - “Брат”.
В 1996 году на российском кинофестивале «Кинотавр» Алексей Балабанов познакомился с Сергеем Бодровым-младшим. Актер снялся в фильме «Кавказский пленник» и получил приз за «Лучшую мужскую роль».
«Он мне очень понравился тогда. Я Сереже предложил: «Давай кино вместе сделаем. Только у меня денег нет». Он говорит: «Ну давай». Я ему рассказал идею «Брата».
Бюджет фильма был всего 100 тысяч долларов. Экономить приходилось на всем: съемки проходили в квартирах и на дачах друзей режиссера, играли в своей одежде. Актеры Сергей Бодров, Виктор Сухоруков, Светлана Письмиченко снялись в фильме бесплатно. Фильм закончили за 31 день, и уже в 1997 году он вышел на большой экран. В 1997 году фильм «Брат» показали в каннской программе «Особый взгляд». Картина получила гран-при «Кинотавра», «Золотую медаль» на фестивале в итальянском Триесте и премию «Ника» в номинации лучший фильм.
Именно в «Брате» впервые проявились противоречивые политические взгляды Алексея Балабанова — русского режиссера, метавшегося в своих раздумьях об участи страны и народа от впитавшейся в кровь русофилии до отчаянной, обусловленной талантом и наблюдениями русофобии.
Заработав деньги, Алексей Балабанов вернулся к сценарию фильма «Про уродов и людей». Он считал этот фильм лучшим в своей режиссерской карьере. Премьера состоялась в 1998 году на Каннском кинофестивале. Картину высоко оценили критики: второй год подряд фильм Балабанова стал лучшим на премии «Ника».
В 2000 году Алексей Балабанов взялся за вторую часть фильма «Брат». Режиссер задумал продолжить историю героев, но уже в жанре комедии.
Параллельно режиссер работал над сценарием фильма «Река» о жизни прокаженных якутов. Съемки проходили в Мурманской области, но работу прервала трагедия: исполнительница главной роли Туайра Свинобоева погибла в автокатастрофе. Режиссер решил не продолжать работу над фильмом.
В 2002 году Алексей Балабанов выпустил картину «Война» о второй чеченской войне. Съемки проходили в относительно спокойной Кабардино-Балкарии, жили в домах у местный жителей. До приезда на Кавказ режиссер тщательно готовился: смотрел хронику, встречался с командующими войск в Чечне, собирал истории пленных. А сами актеры по несколько часов сидели в выкопанных ямах: Балабанов считал, что кино про войну нельзя снимать в павильонах с декорациями.
20 сентября 2002 года в Кармадонском ущелье погиб близкий друг Алексея Балабанова Сергей Бодров. Режиссер тяжело пережил потерю актера и близкого друга.
В 2007 году Алексей Балабанов приступил к работе над фильмом «Груз-200». Картина была готова быстро: месяц ушел на сценарий, полтора месяца на съемку. Прочитав сценарий, от главной роли отказались актеры Сергей Маковецкий и Евгений Миронов. В итоге утвердили Алексея Полуяна. Анжелику сыграла студентка Щукинского училища Агния Кузнецова.
Многие детали я почерпнул из личного опыта. 1984-й год для меня лично был временем расцвета. Я был молодым, только из армии пришел. Но именно тогда я и мое поколение в целом почувствовали, что все скоро рухнет. Вот этот момент я и хотел передать на экране — момент распада страны, духовного распада конкретных людей, таких вот, как главный герой, этот милиционер. Получилось жестко, но и время было таким».
Фильм вызвал неоднозначную реакцию. Когда картина вышла в прокат, кассиры отказывались продавать билеты на сеанс и отговаривали посетителей. На фестивале «Кинотавр» главный приз присудили Балабанову. Однако затем руководство премии решило поделить первое место между «Грузом 200» и картиной Алексея Попогребского «Простые вещи». В знак протеста некоторые критики отказались от судейства на фестивале и написали Открытое письмо в Правление Гильдии киноведов и кинокритиков.
В 2008 году Алексей Балабанов снял драму «Морфий». Сценарий был написан Сергеем Бодровым по мотивам одноименного рассказа Михаила Булгакова. Режиссер взялся за экранизацию в память о погибшем друге, лишь немного видоизменив сценарий.
Сразу после “Морфия” Балабанов снял картину «Кочегар». Главный персонаж картины, Михаил Скрябин, внешне был похож на самого Алексея Балабанова: тельняшка, панама «афганка».
Последняя кинолента Балабанова - «Я тоже хочу» 2012 года. Это был первый фильм Балабанова, снятый на цифровую камеру. Балабанов неоднократно повторял, что сделал свою последнюю картину. Врачи вынесли ему приговор. Те, кто видел его часто, говорили и о его психологической усталости: за последние два-три года он сильно изменился. Ему хотелось подвести жизненные итоги.
Балабанов, если верить СМИ, намеревался снять фильм о преступлениях молодого Сталина, когда тот был бандитом и реальным убийцей. Собирал сведения о будущем «отце народов», мало известные историкам. Опасаясь, что не сумеет завершить картину, предложил стать ее соавтором Эмиру Кустурице. Осуществить проект не удалось.
Незадолго до смерти А.Балабанов сказал в интервью, что надеется, что после смерти человек "куда-нибудь попадает" и он хотел бы попасть в рай, чтобы встретится там со своим отцом. Он также заметил: "Говорят, что Алексей Балабанов мрачный тип, но на самом деле это не так".
18 мая 2013 года Алексей Балабанов скончался. Причиной смерти стал сердечный приступ. Режиссер был в санатории «Дюны» в Сестрорецке — городе недалеко от Петербурга. Там он работал над новым сценарием. Балабанова похоронили на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга.
Режиссерский стиль
- Многие отмечают, что Балабанов — режиссер одной темы. От ранних сюрреалистических картин («Счастливые дни», «Замок») к поздним цитатным и минималистическим («Кочегар», «Я тоже хочу») проступает сюжет распада, своеобразной инволюции человека. Мир Балабанова начинается и заканчивается заведомой пустотой, которую люди судорожно тщатся преодолеть, заполнить вещами, собой, своими проекциями, но неизменно терпят поражение, уходят ни с чем. Герои всех фильмов Балабанова умирают или разбредаются. Балабанов невозмутимо уточнял, что интересуется только негативными проявлениями жизни, потому что уже рождение человека — это боль. Люди, заключал далее Балабанов, как таковые неинтересны, интересны страдания.
- В ранних своих работах он снимал своих друзей из группы Nautilus Pompilius. В своих работах режиссер фиксировал мир, в котором жили музыканты. Позже их музыка и сама группа часто появились в его последующих кинокартинах. Спустя годы музыкальные вкусы режиссера не менялись. Рок в Балабановских фильмах - это и фон, и характеристика персонажа одновременно. Например, в фильме “Брат” музыка играет роль нечто светлого, к чему тянется герой. Также, музыка в картинах режиссера влияет на сюжет и героев, задает ритм, атмосферу и добавляет динамику. Часто Балабанов прибегает к использованию контрапункта, когда оптимистичные композиции являются фоном для мрачных сцен. Так автор дает понять, что под фасадом мнимого советского благополучия скрывается зло.
- Картины режиссера выполнены в черно-белой гамме. Режиссер часто использует приглушенные цвета и мрачное освещение. Нередко местом действия картины становится город этих самых красок - Санкт-Петербург,. Здесь же герои фильма не находят своего счастья и остаются чужими для серого и мрачного города.
- Тема войны в картинах режиссера существует как фон или контекст событий. Действие на экране происходит во время или после катастрофы и страха. Война по Балабанову - это не событие, а состояние, которое разрушает общество.
- Любовь в фильмах Балабанова не бывает счастливой, романтическое чувство практически не доживает до финала. Героини получают очень мало экранного времени и выступают либо в роли объекта желания, либо в роли пассивных жертв. Единственный фильм исключение - “Мне не больно”.
Какие фильмы посмотреть
1. "Про уродов и людей"
Сюжет рассказывает о проходимцах-порнографах, растливших две интеллигентные петербургские семьи «серебряного века». Сам режиссер считал этот фильм лучшим в своей режиссерской карьере.
2. "Груз-200"
В основу легли реальные события: режиссер рассказал историю девушки, которую после дискотеки похитил милиционер. Нет ни свидетелей, ни виновных в совершении преступления. В этот же вечер в доме на окраине города происходит жестокое убийство. Обвиняемый — хозяин дома. Расследования обоих преступлений поручены капитану милиции Журову. Картина является чуть ли не самой провокационной в творчестве Балабанова.
3. "Мне не больно"
Трое друзей обратились к хозяйке шикарного дома, чтобы предложить свои услуги по дизайну. Хозяйка уже давно наскучала жизнь. Но так было до встречи с Мишей, который помог ей снова влюбиться в жизнь. Взамен она нашла ему и его друзьям интересную работу. И самое главное - она любит его! Но при этом скрывает что-то очень важное, что неизбежно повлияет на их будущее.
4. "Кочегар"
Балабанов пытался снимать и картины про мало представленные народы на экране. Одна из таких - "Кочегар".
История кочегара-якута бывшего майора в отставке, который отомстил за смерть своей дочери, снималась в Кронштадте.
5. "Брат"
Пожалуй, самая известная и противоречивая картина режиссера.
Главный герой Данила Богров недавно вернулся домой с Чеченской войны. Его мать отправляет в Ленинград к своему брату. Но все оказалось не так просто — брат работает наемным убийцей.
Кстати, этот фильм мы обсудим в нашем киноклубе в телеграм (https://t.me/prokinoclub) в пятницу (16.09.22), в 18:30 по московскому времени. Будем всех ждать!
А какой ваш любимый фильм у Балабанова? Пишите в комментариях.
#алексейбалабанов #балабанов #бодров #брат #груз200 #русскиефильмы #чтопосмотреть