Лидерами с прорывными идеями чаще всего не рождаются, а становятся, тренируя определённые навыки – к такому выводу пришли авторы исследовательского проекта «ДНК основателя» Джефф Даер, Хол Грегерсен и Клейтон М. Кристенсен. О том, какие навыки присущи креативным лидерам и как их нужно развивать, они рассказали в своей книге «Стать инноватором». В этой статье – ключевые идеи из этого издания.
Первый навык инноватора: ассоциирование
Иногда самые успешные инновационные лидеры в мире ухватывают мимолётные взаимосвязи между идеями и сведениями, смешивая и состыковывая очень разные концепции.
Основатель eBay Пьер Омидьяр поделился примером, как он нашёл свою сумасшедшую идею. Он поговорил с консультантами, бившимися над задачей, как быстро доставлять урожаи с фермерских хозяйств потребителям на Гавайях – консультанты при этом пояснили, что примерно треть продукции портится. Первый вопрос Омидьяра: «Как насчёт почты? Ведь почту доставляют к каждому на дом шесть раз в неделю? Почему не отправить по почте кочан салата?»
Как потом объяснял Омидьяр: «Наверняка это была невероятно глупая мысль, и, наверное, найдутся десять причин, почему это не будет работать, но вот вам пример, как я соединил две разные мысли, которые никогда раньше не сочетались. Я очень хорошо себе представляю работу почты, потому что eBay опирается на транспортные компании в основе своей бизнес-модели. Почта – это организация, которая наведывается к каждой семье шесть раз в неделю! Так вот, использовать эти активы новыми способами может быть интересно».
Не каждому придёт в голову соединить «свежую продукцию» и «почту», но именно такой формат мышления повышает вероятность обнаружения новой идеи.
Предприниматели-новаторы часто обнаруживают способности функционировать в двух режимах одновременно: они глубоко погружаются в детали, чтобы понять тонкие нюансы того или иного потребительского опыта, и умеют воспарить, чтобы увидеть целостную картину. Соединение этих двух ракурсов иногда даёт в результате неожиданные взаимосвязи.
Инноваторы часто открывают что-то новое во время прогулки, за рулём автомобиля, на отдыхе или ночью. Суть в том, что иногда вы можете тратить слишком много времени, сознательно атакуя проблему, тогда как некоторые изобретательные находки появятся лишь после того, как вы переключитесь в расслабленное состояние без отвлекающих факторов.
Второй навык инноватора: правильные вопросы
Инноваторы задают очень много вопросов, чтобы лучше понимать, что есть и что могло бы быть. Они пропускают хорошие удобные вопросы и предпочитают безумные, подрывающие status quo и часто угрожающие балансу сил своей нетипичной остротой и частотой.
Вопросы заключают в себе большой ресурс для культивирования творческих находок. Это было уже давно известно Эйнштейну, ведь он часто повторял одну фразу: «Если б я знал правильный вопрос... Если бы я смог задать правильный вопрос...»
Чтобы взорвать, всколыхнуть почву, инноваторы пробивают status quo вопросами «почему», «почему нет» и «что, если», находя, таким образом, нелогичные удивительные решения. Инноваторы постоянно задают мощные ресурсные вопросы, которые помогают видеть насквозь то, что скрыто за фасадом повседневной деятельности, и открывать доселе не существовавшее.
Спрашивайте «что, если», чтобы задать ограничения. Вопросы, которые искусственно задают ограничения, могут стимулировать неожиданные находки, заставляя мыслить в обход.
В конечном итоге вопросы в сочетании с другими действиями первооткрывателя могут сыграть роль турбоустановки в получении инновационных результатов. Меняя постановку вопросов, мы можем изменить мир. Главное - неустанно искать более правильные вопросы, чтобы видеть ситуацию новыми глазами.
Третий навык инноватора: наблюдение
Большинство инноваторов по натуре активные наблюдатели. Они подмечают всё, что их окружает, и, присматриваясь, часто оказываются способны заметить, что не работает. Они могут увидеть, что в иной сфере нашли другой – и часто лучший – способ решения проблемы. Наблюдая, они переплетают единой нитью не связанные между собой данные, в результате чего могут возникать необычные бизнес-идеи. Эти механизмы часто задействуют разные органы чувств и нередко начинаются с интересных вопросов.
Мы выяснили, что наблюдатели более успешно просчитывают, какие задачи должны быть решены и каковы лучшие способы их выполнения, когда они:
- целенаправленно присматриваются, какие продукты и для каких задач задействуют клиенты;
- приучаются обнаруживать неожиданное и аномальное;
- находят возможности наблюдать в новой ситуации.
Инноваторы тоже задействуют самые разные сенсорные каналы для того, чтобы обнаруживать бизнес-идеи.
Например, для Говарда Шульца путь к созданию Starbucks начался в тот момент, когда он впервые уловил одурманивающий аромат итальянских эспрессо-баров. Так что не забывайте в поисках удивительного включать все органы чувств.
Четвёртый навык инноватора: нетворкинг
Большинство руководителей разного уровня строят и поддерживают контакты, чтобы продавать себя и свои компании или выстраивать отношения с теми, у кого есть необходимый для них ресурс. В отличие от управленцев, инноваторы реже нацелены на ресурсы или продвижение в карьере; скорее, общаясь с людьми самых разных взглядов, они активно используют новые мысли и идеи.
Основной принцип нетворкинга состоит в том, чтобы наводить мосты в другие сферы знаний за счёт контактов с теми, с кем вы и ваш основной круг обычно не взаимодействует. Инноваторы, по-видимому, интуитивно понимают, что новые мысли часто возникают в результате взаимодействия со звеньями других сетей контактов.
Целенаправленный нетворкинг часто оказывается эффективным, когда инноваторы пытаются выйти на экспертов в других предметных областях.
Среди инноваторов немало постоянных посетителей конференций идей, таких как TED, Всемирный экономический форум и Аспенский фестиваль идей. Такие мероприятия сводят предпринимателей, научных сотрудников, политиков, путешественников, учёных, деятелей искусства и мыслителей со всего мира, приезжающих, чтобы представить самые последние наработки, увлечения и проекты. Посещение конференции, целью которой является обсуждение и обмен лучшими достижениями мысли из самых разных областей, часто позволяет наблюдать столкновение концепций, стимулирующее ассоциативные умения.
Ивент на тему, находящуюся вне вашей прямой сферы компетентности и отраслевой принадлежности, может заронить новые идеи
Нетворкинг с большей вероятностью приведёт вас к новым идеям, если вы будете общаться с представителями самых разных социальных групп. Это означает, что вы должны находить собеседников из других функциональных направлений, компаний, отраслей, стран, этнических, социоэкономических и возрастных групп (18-летних и 80-летних), людей разных политических взглядов и вероисповеданий.
Многообразие выборки даёт многообразие мыслей. Посещение конференций идей, таких как TED, может быть отличным способом расширить представительность вашего круга контактов. Кроме того, при возникновении конкретной проблемы не забывайте спрашивать себя: «Кто ещё сталкивался с чем-то подобным до меня?» - и пробуйте с ними поговорить.
Пятый навык инноватора: эксперименты
Бизнес-инноваторы активно пробуют новые идеи, создавая опытные образцы и проводя пилотные испытания. Но в отличие от учёных, работают они не в лабораториях; их лаборатория – это реальный мир. И помимо производства прототипов, они примеряют на себя новые способы и анализируют продукты и процессы в поиске новой информации, которая может дать искру новой идеи.
Хорошие экспериментаторы понимают, что, если вопросы, наблюдение и нетворкинг дают отличную информацию о прошлом (что было) и настоящем (что есть), то эксперименты – лучшее средство для генерации идей, которые могли бы работать в будущем.
Большинство инноваторов, по опыту нашего исследования, занимались по меньшей мере одной из трёх форм эксперимента:
- Первая из них заключается в том, чтобы пробовать что-то новое методом исследования.
- Вторая методика – раскручивание на винтики, как физически, так и аналитически.
- Третий подход – проверка идеи с помощью пилотной версии или опытного образца.
Инноваторы понимают – и принимают – что значительная часть их экспериментов обернётся не так, как планировалось (и даже могут оказаться пустой тратой времени), но они знают, что часто эксперимент – единственный способ получить данные, необходимые для достижения успеха.
Больше информации о бизнес-идеях, управленческих ноу-хау и трендах в малом и среднем бизнесе вы найдёте на портале Biz360.ru.