Найти тему
Historyаны Алены Л

Загадки и тайны "Витязя в тигровой шкуре".

Поэма XII века "Витязь в тигровой шкуре" хранит много тайн и загадок, начиная от авторства и заканчивая персонажами и героями. Действие поэмы «Витязь в тигровой шкуре» происходит как в реальных, так и вымышленных странах. Сюжет поэмы таков - именитый царь Аравии Ростеван, будучи в преклонных годах и не имея сына-наследника, возводит на престол свою единственную дочь - прекрасную и умную принцессу Тинатин, которая влюблена в юного Автандила - полководца (спаспета - военноначальника) и воспитанника своего отца. Автандил тоже давно и страстно влюблён в принцессу Тинатин, но не так-то просто попросить ее руки у Ростевана.

По случаю вступления Тинатин на трон Ростеван и Автандил устраивают охоту и состязания по стрельбе из лука. После состязаний охотники замечают вдалеке прекрасного, мужественного на вид всадника, облаченного в тигровую шкуру. Несколько попыток пригласить всадника к себе и поговорить с ним ни к чему не приводят, заметив приближение государя Ростевана, чужестранец хлестнул коня и «как бес исчез в пространстве» столь же внезапно, как и явился, он скрывается в горах и пещерах. Тогда мудрая не по годам дочь Тинатин советует отцу послать надёжных людей искать витязя по миру и разузнать, «человек ли он или дьявол». Поскакали гонцы в четыре края света, исходили полземли, но того, кто знал страдальца, так и не встретили.

Несмотря на свою симпатию, Тинанин все же сдержана в своих чувствах к Автандилу, об этом говорит то испытание, что она в дальнейшем придумывает для него. Тинатин призывает Автандила в свои чертоги и велит во имя его любви к ней три года искать по всей земле таинственного незнакомца-витязя в тигровой шкуре, а если он исполнит её наказ, тогда Тинатин станет женой Автандила. Отправляясь на поиски витязя в тигровой шкуре, Автандил оставляет своего друга и приближённого Шермадина вместо себя охранять от врагов царство Ростевана.

Отвлечемся от сюжета. Все, кто не читал поэмы, после прочтения предыдущих строк говорят, что мол все понятно - царь Ростеван - это якобы грузинский царь Гиорги III, а принцесса Тинатин - это мол его дочь - царица Тамара. А Автандил кто? А это или ее жених и первый муж Юрий Боголюбский или же ее друг детства и второй муж - Давид Сослан.

Нет, это ошибка!!! На самом деле все гораздо сложнее закручено, зашифровано и завуалированно автором.

А автор кто? - спросите вы. Ну, это каждый знает, кто в школе учился. Автор - великий грузинский поэт, он же казначей царицы Тамары, по уши в нее влюбленный, знаменитый Шота Руставели. Возможно, вы и не ошибетесь, а, возможно, насчет авторства некоего поэта Руставели это бабушка надвое сказала, поскольку поэт-казначей по легенде не царского рода-племени, однако поэма эта явно автобиографична, написана о знатном рыцаре, а писал ее человек, который сам пережил все события поэмы. Автор поэмы, несомненно, воспитывался именно вместе с принцессой Тамарой, как равный, знает все тонкости ее жизни и жизни при дворе царя Гиорги, причем воспитывался одной и той же теткой Русудан. А так называемая фамилия Руставели — это лишь псевдоним какого-то автора из грузинской местности Рустави.

Давайте посмотрим биографию грузинского поэта XII века Шота Руставели, о котором известно очень мало. Родился он приблизительно в период от 1160 г. до 1172 г. в грузинском селе Рустави, близ Ахалцихе, а по другим сведениям - близ Караяз или в самих Караязах. При жизни Шота Руставели существовало несколько населённых пунктов с названием Рустави. Есть также сведения, что Руставели - это всего лишь прозвище, которое получил отец Шоты, якобы владевший Руставийским майоратом и происходивший из влиятельной богатой семьи, а настоящая фамилия у отца и сына совсем другая, а "Руставели" так и остался творческим псевдонимом поэта. Однако, многие сомневаются, был ли знатен отец поэта. Но в заключительных строках «Витязя в тигровой шкуре» поэт пишет о своем происхождении - "месх...из Рустави...я". Месхи или месхетинцы - это этнографическая группа грузинского народа, говорящие на месхской группе диалектов грузинского языка. В узком понимании, живущие в Самцхе.

"Даже тот, кто долговечен, проживет одно мгновенье!/ Месх безвестный из Рустави, кончил я мое творенье."

Считается, что учился Шота Руставели в Греции, по одной из версий учился также в Академии монастыря Икалто в Кахетии. Даже ежегодно в память о Шоте Руставели в монастыре Икалто проходит праздник «Шотаоба». Судя по всему, он был знаком с поэмами Гомера и философией Платона, богословием, началами пиитики и риторики, персидской и арабской литературой.

-2

Затем Шота был назначен казнохранителем царицы Тамары. Найдена его подпись на казначейском акте 1190 года - там он подписывается "Руствели" (без буквы "а" в середине).

Поныне существует множество легенд о поэте Шота Руставели и его сложно-любовных отношениях с царицей Тамарой, безответных с ее стороны. По одной из легенд, безнадёжно влюблённый в свою повелительницу, поэт закончил жизнь в монастырской келье. Также были свидетельства, что в Иерусалиме, в церкви св. Креста, построенной грузинскими царями, до 18 века имелась могила и портрет Руставели, во власянице подвижника.

А по другой легенде, Руставели, безнадежно влюблённый в царицу Тамару, все же женится на некоей Нине, которая ему в отместку за холодность нещадно изменяет. А вскоре после свадьбы он получает от Тамары - «дамы идеального поклонения» приказание перевести на грузинский язык литературный подарок, поднесённый ей побеждённым шахом. Блестяще исполнив поручение, он от награды за свой труд отказывается. Но через неделю после этого якобы был найден его обезглавленный труп.

По третьей легенде, Руставели удаляется от службы у Тамары в монастырь в Иерусалиме, а затем исполняет последнюю волю Тамары, хоронит ее в этом монастыре. Ведь могила ее до сих пор не найдена.

Теперь рассмотрим биографию второго мужа Тамары Давида Сослана, поскольку многие строфы в поэме автобиографичны и написаны как бы от его имени.

Давид Сослан - Davit Soslani-Сослан-Дауыт - аланский царевич, с 1188 г - муж и соправитель царицы Грузии Тамары, главнокомандующий войсками в период наивысшего расцвета феодальной Грузии. Годы его рождения тоже с 1160 и по 1172.

Тамар и Давид Сослан.
Тамар и Давид Сослан.

Имеется версия, что Давид Сослан был «из числа сынов Ефрема, то есть овсов», приходясь родственником Русудан, дочери Давида Строителя, выданной замуж в Осетию. Другой источник утверждает, что Сослан был сыном осетинского царя, позже воспитанный Русудан. В летописи «Лаша-Георгия» говорится, что Сослан был царём Осетии из рода Багратионов.

Позже, в 18 веке, считалось, что Давид Сослан по отцовской линии был потомком Деметре, сына Георгия I, то есть был из рода Багратионов. Деметр не попал на престол и впоследствии перебрался в Константинополь. У Деметре остался малолетний сын Давид, которого бабушка увезла в, по одной из версий, в Осетию. Там его, предположительно усыновил осетинский царь из рода Царазонов, затем выдал за него замуж свою дочь.

Но имеется и другая версия, что Давид Сослан был осетинским царевичем, сыном осетинского царя Джандара.

Но все сходятся в одном, что его воспитала то ли тетка, то ли бабушка - допустим это Русудан, некогда выданная замуж в Осетию (раз все пути туда ведут к любому из царей - якобы отцов или отчимов Сослана), но за неимением родных детей отправленная обратно в Грузию ко двору своего брата Гиорги III - отца царицы Тамары.

Сначала Сослан подрастает и воспитывается в Осетии, обучается в прекрасной осетинской школе, которая дает ему многосторонние знания, согласно иранской традиции образования. Давид Сослан был талантлив во всех отношениях и многосторонне образованным человеком. Имеются сведения, что Давид Сослан уже в более зрелом возрасте издавал книги, автором которых сам же и являлся, а став соправителем он заботился о распространении грамотности среди подвластного ему народа.

Получив прекрасное образование в Осетии, затем Сослан воспитывается в Грузии одной и той же теткой Русудан рядом с царевной Тамарой. Уже получив чисто мужское военное образование.

Давид невольно с юношеских лет влюбляется в царевну Тамару, но не тут-то было, ее отец Гиорги III умирает, предварительно посадив Тамару на трон. А царственной особе надобно замуж, чтобы иметь поддержку и опору со стороны мужа. Кандидатов в женихи было несколько - с византийской стороны - Алексий Комненос, с осетинской стороны - Давид Сослан, а тбилисский эмир Абуласан предложил пригласить в мужья царице Тамар русского царевича-сиротку Юрия (Георгия) Боголюбского.

Однако тетка Русудан почему-то была категорически против кандидатуры влюбленного в Тамару Давида Сослана, видимо из соображений, что он им - кровный родственник, поэтому настоятельно советовала Тамаре другого подходящего жениха. Константинопольский Алексий Комненос тоже не подошел, то ли он был несколько моложе Тамары, то ли уже засватан, есть сведения, что 1184 году он вообще-то скончался. Остановились на кандидатуре новгородского князя Юрия Андреевича (Георгия- Гиорги Руса) Боголюбского, сына Вышегородского и Рязанского князя, «юноши доблестного, совершенного по телосложению и приятного для созерцания». Тамаре, не желавшей за него замуж, ничего не оставалась, как подчиниться воле родственников и совета и стать женой Боголюбского.

А тем временем Давид Сослан пребывал в глубокой тоске и занимался отведенными ему делами и заботами.

Но вернемся к поэме "Витязь в тигровой шкуре". Мы остановились на том, что аравийский военноначальник Автандил уехал на три года искать витязя в тигровой шкуре по всему свету. И «Всю Аравию проехав за четыре перехода», «По лицу земли скитаясь, бесприютен и убог, / Посетил он за три года каждый малый уголок», не сумев напасть на след загадочного витязя, «одичав в сердечной муке» (по царевне Тинатин), Автандил хотел было вернуться в Аравию, как вдруг встретил шестерых израненных путников, которые видели на охоте погруженного в раздумья витязя печального образа, облачённого в тигровую шкуру, который оказал им достойное сопротивление и «умчался горделивый, как светило из светил».

Два дня и две ночи Автандил разыскивал витязя, пока не увидел вдруг витязя у горной речки, а на встречу к нему вышла из чащи леса девушка-рабыня Асмат, вероятно безнадежно влюбленная в витязя, вместе они долго обнимались и рыдали над ручейком-речкой, о чем-то горюя. Затем рыцарь внезапно скрылся, пока Автандил замешкался.

Тогда Автандил, подкараулил Асмат и попытался выведать у неё тайну столь странного поведения витязя. Долго сомневаясь и не доверяя чужаку, Асмат наконец рассказывает Автандилу, что витязя зовут Тариэл, но более ничего не успевает сказать, как вдруг появляется сам витязь. Тариэл и Автандил вдруг встречаются глазами и узнают друг в друге друзей по несчастью - миджнуров, то есть людей, которые оба посвятили всю свою жизнь служению единственной возлюбленной. Автандил первым рассказывает свою историю о любви к Тинатин, прекрасной обладательнице аравийского престола, и о том, что это по её воле три года скитался он в пустыне в поисках загадочного Тариэла. Автандил и Тариэл решают стать друзьями и побратимами. В ответ Тариэл рассказывает Автандилу свою жизненную и любовную повесть.

А далее начинается еще одна история или еще одна сюжетная линия. В давние времена в Индостане было семь царей, шесть из которых почитали своим владыкой Фарсадана - щедрого и мудрого правителя, отдав ему свои владения. Но отец Тариэла, славный Саридан, «...Гроза врагов, / Управлял своим уделом, супостатов поборов», до поры до времени управлял своими владениями один. Но он стал томиться от одиночества и тоже по доброй воле отдал свои владения Фарсадану. Но благородный Фарсадан отказался от щедрого дара и оставил Саридана единовластным правителем своего удела, приблизил его к себе и почитал, как брата. При том же царском дворе воспитывался в неге и почитании и сам царевич Тариэл. Тем временем у царской четы Фарсадана родилась красавица дочь - Нестан-Дареджан. Когда Тариэлу было пятнадцать лет, Саридан скончался, и Фарсадан с царицею передали ему «сан отцовский — полководца всей страны».

Отвлечемся! Чувствуете о ком это? Это же история Давида Сослана из Осетии.

Далее. Красавица принцесса Нестан-Дареджан подросла и пленила жгучей страстью сердце отважного Тариэла. Как-то раз в разгар пиршества Нестан-Дареджан прислала к Тариэлу свою рабыню, как раз ту девушку - Асмат с посланием, которое гласило: «Жалкий обморок и слабость — их ли ты зовёшь любовью? / Не приятней ли миджнуру слава, купленная кровью?» Таким образом Нестан предлагала Тариэлу сначала объявить войну неким хатавам, заслужить в «столкновении кровавом» почёт и славу — и только тогда она отдаст Тариэлу свою руку и сердце.

Влюбленный Тариэл выступил в поход на хатавов и даже возвратился к царю Фарсадану с победой, разбив полчища хатавского хана Рамаза. Но наутро к влюбленному герою Тариэлу приходит за советом царственная чета, которая не подозревает о взаимных чувствах и уговоре Тариэла и Нестан. Родители Нестан советуются с ним, кому отдать в жены их единственную дочь и наследницу престола (а его возлюбленную). Оказывается, шах Хорезма прочит в мужья Нестан-Дареджан своего сына, а Фарсадан с царицей собираются отдать Нестан за жениха из Хорезма. Фактически они ставят юношу перед фактом, не советуются, а ему ничего не остается, как промолчать о своих чувствах.

Лирическое отступление. Вот опять, как в жизни, выдали Тамару за Боголюбского, а Сослана не спросили. А почему царственные мать и отец? Ведь у Тамары мать умерла? А для "конспирации", чтоб никто не догадался, что речь идет о той самой семейке Багратионов, а Тариэл это и есть несчастный Сослан, ведь мужественный воин, коим он являлся, не должен быть несчастным и депрессивным, с разбитым сердцем. Он должен быть героем.

Позже Нестан-Дареджан упрекает Тариэла в бездействии и говорит, что она обманулась, назвав себя его возлюбленной, ведь её все равно против воли отдают «за царевича чужого», а Тариэл послушно соглашается с решением её отца. Но Тариэл разубеждает Нестан-Дареджан, он уверен, что ему одному суждено стать её супругом и правителем Индостана. Нестан велит Тариэлу убить нежеланного гостя из Хорезма, дабы их страна вовек не досталась врагу, и самому взойти на престол.

Выполнив наказ возлюбленной, герой обращается к Фарсадану: «Твой престол теперь за мною остаётся по уставу». Царь Фарсадан разгневан, он уверен в том, что это его сестра, колдунья Давар (т.е. тетка Тамары Русудан), которая воспитывала Тариэла и Нестан, надоумила влюблённых на столь коварный поступок, и грозится расправиться с нею. Давар обрушивается на Нестан с великой бранью. А в это время в покоях возникают «два (черных) раба, по виду каджи» (сказочные персонажи грузинского фольклора), вталкивают Нестан в ковчег и уносят к морю. Тетка Давар в горе закалывает себя мечом. В тот же день Тариэл с пятьюдесятью воинами отправляется на поиски возлюбленной. Но тщетно - нигде не удалось ему отыскать даже следов прекрасной Нестан.

Однажды в своих поисках и скитаниях Тариэл повстречал отважного Нурадин-Фридона, государя Мульгазанзара, воюющего против своего дяди, стремящегося расколоть страну. Рыцари, «заключив союз сердечный», дают друг другу обет вечной дружбы. Тариэл помогает Фридону победить врага и восстановить в его царстве мир и спокойствие. После этого Фридон поведал Тариэлу о том, что однажды, прогуливаясь берегом моря, увидел ладью, из которой вышла дева несравненной красоты. Тариэл сразу же узнал в несравненной деве свою возлюбленную Нестан. И, став побратимами, Фридон с Тариэлом отправили мореходов, чтобы отыскать пленницу. Но «понапрасну мореходы исходили край земли, / Никаких следов царевны эти люди не нашли».

Тогда Тариэл, простившись с побратимом и получив от того в подарок вороного коня, вновь отправился на поиски Нестан,однажды он нашёл приют в уединённой пещере, у которой и повстречал его, облачённого в тигровую шкуру, Автандил. Оказывается, «Образ пламенной тигрицы сходен с девою моей, / Потому мне шкура тигра из одежд всего милей». Вот она разгадка, почему витязь обрядился в тигровую шкуру!!!

После этого Автандил решает вернуться к Тинатин, рассказать ей обо всем, а затем вновь присоединиться к Тариэлу и помочь ему в поисках.

При дворе царя Ростевана Автандила встретили с великой радостью. Тинатин, «словно райское алоэ над долиною Евфрата ждала на троне, изукрашенном богато» именно Автандила. Но он вынужден ее огорчить. Родичи же против того, чтобы Автандил опять уехал из Аравии. Но связанный честным словом с Тариэлом, Автандил тайно уезжает из Аравии на поиски теперь уже невесты друга - Нестан.

Настигнув нового друга Тариэла, Автандил находит его в крайней степени отчаянья, израненного в схватке со львом и тигрицей, с трудом он возвращает друга к жизни. Затем Автандил, оставив друга заботам Асмат, отправляется в Мульгазанзар к побратиму Тариэла Фридону, чтобы узнать о Нестан.

Скитался славный Автандил сто суток, «много встречных за сто суток расспросил он по базарам, / Но о деве не услышал, лишь потратил время даром», покуда не встретил караван торговцев из Багдада, предводителем которого был почтенный старец Усам. Автандил помог Усаму одолеть морских разбойников, грабящих их караван, затем «притворившись старшиною» купеческого каравана двинулся с ними дальше.

Так, под видом простого купца, прибыл Автандил в приморский дивный город Гуланшаро, там он соблазнил жену правителя или купца Фатьму-хатун, которая влюбилась в Автандила и за "особую услугу" рассказала ему о своей встрече с Нестан-Дареджан. Оказалось, это слишком долгая история с выкупом Нестан и новым ее пленением. Короче говоря, Нестан в конце концов против воли оказалась помолвленной с царевичем Каджети.

Но зато Автандилу открылось точное местопребывание Нестан. Автандил попросил друзей собрать войско и выступить на Каджети, сам же пересёк море на попутной галере и поспешил с доброй вестью к Тариэлу. Автандил, Тариэл и Асмат «в край Фридона степью двинулись глухою» и вскоре благополучно прибыли ко двору правителя Мульгазанзара. Посовещавшись, Тариэл, Автандил и Фридон решили немедленно выступить в поход на крепость Каджети, что «цепью скал непроходимых от врагов ограждена». С отрядом в триста человек день и ночь спешили витязи, «не давая спать дружине». В одночасье были побеждены защитники грозной крепости.

Тариэл же, сметая все на своём пути, кинулся к своей возлюбленной, и «разойтись была не в силах эта пара светлолица. / Розы губ, припав друг к другу, не могли разъединиться». Витязи вместе с прекрасной царевной отправились к Фатиме, чтобы отблагодарить её. Затем герои отправились в царство Фридона, «и тогда великий праздник наступил в Мульгазанзаре. Восемь дней, играя свадьбу, веселилась вся страна. Били бубны и кимвалы, арфы пели дотемна». На пиру Фридона Тариэл вызвался ехать вместе с Автандилом в Аравию и быть его сватом к Тинатин, которой тот невольно изменил с Фатимой, да и уехал из Аравии накануне без спроса.

Тогда Тариэл послал к Ростевану гонца с посланием, и Ростеван с многочисленною свитою выехал навстречу славным витязям и прекрасной Нестан-Дареджан. Загадочный витязь Тариэл попросил Ростевана быть милостивым к Автандилу. Ростеван с радостью прощает своего военачальника, даруя ему в жены дочь, а вместе с нею и аравийский престол. Автандил и Тинатин играют свадьбу пышную свадьбу.

А царь индов Фарсадан, «милой дочери лишившись», не вынес горя и умер, а к Индостану подошли хатавы, «обступили ратью дикой», и предводительствовал ими хая Рамаз, «что с царём Египта не вступает в пререканье».

Побратимы конечно же отправились вместе с Тариэлом и в одночасье одолели несметную хатавскую рать. После этого мать-царица соединила руки Тариэла и Нестан-Дареджан, и «на высоком царском троне Тариэл воссел с женою». «Семь престолов Индостана, все отцовские владенья / получили там супруги, утолив свои стремленья. / Наконец они, страдальцы, позабыли про мученья: / Только тот оценит радость, кто познает огорченья».

"И тогда владыка индов объявил Асмат-рабыне:/«Верной службой ты служила нам с царицею в пустыне!/Из семи моих престолов дам тебе один отныне,/Будь на нем такой же верной, как в пещере на чужбине./Управляя этим царством, позаботься и о муже,/Послужи нам верной службой, став счастливою к тому же!»/Но Асмат упала в ноги: «Есть ли что на свете хуже,/Чем покинуть вас с царицей и о вас томиться вчуже!"

А потом Тариэл распустил своих побратимов по их царствам: "И тогда их царь индийский отпустил в обратный путь,/Но напомнил он Фридону: «Возвратись же, не забудь!»/Автандилу же прибавил: «Без тебя изноет грудь!/Как мне быть, коль солнцу мира льва обязан я вернуть!»

Так стали править в своих странах три доблестных рыцаря-побратима: Тариэл в Индостане, Автандил в Аравии и Фридон в Мульгазанзаре, и «милосердные дела их всюду сыпались, как снег».

"Милосердные дела их всюду сыпались, как снег./Вдов, сирот они кормили, престарелых и калек./Усмирен был в их владеньях недостойный человек/И на пастбище с козою волк не ссорился вовек."

Короче говоря, многие исследователи поэмы считают, что поэму написал сам Давид Сослан, а никакого поэта Шота Руставели не было, это творческий псевданим Давида Сослана. Судьбы царицы Тамары и Давида Сослана похожи на сказание о царевне Нестан и витязе Тариэле. Тетя Нестаны царевна-вдова Давар (Русудан) не хотела в зятья Тариэла (Сослана), так как Тариэл был сильной личностью, она хотела сама занять престол, но не смогла бы занять трон брата при Тариэле и Нестан. Также реальная тетя Тамары была против Давида Сослана, хотели выдать Тамару замуж за другого и выдала за Боголюбского. Нестан поручила Тариэлу избавить ее от чужого зятя. В конце Тариэл женится на Нестан. Также и Тамара через два года отказалась от русского мужа и вышла замуж за Давида Сослана. То есть автор подразумевал в образе Нестан - царицу Тамару, а в Тариэле — себя (Сослана). Какой уж тут придворный безродный поэт-казначей Руставели?

Возникает вопрос - почему Давид Сослан скрыл свое авторство «Витязя в тигровой шкуре»? На вопрос ответил сам автор поэмы «Витязь в тигровой шкуре» на родном языке: «Сакме вкмен Сачочманеби», т. е. через поэму, возможно, распространились бы слухи, а Давид Сослан из рыцарских побуждений не хотел ставить в неприятное и неловкое положение свою любовь всей жизни - Тамару.

Как бы там ни было, в 1187 году царица Тамара развелась с первым мужем Юрием (прозванного грузинами Гиорги Руси) Боголюбским, и он был изгнан из Грузии, воевал, хотел вернуть трон, женился на половчанке, потом был убит.

Через год, в 1188 г, царица Тамара все же вышла замуж за Давида Сослана из царственного осетинского рода - друга детства, воспитанного при грузинском дворе тёткой царицы Тамары — Русудан, сестрой Гиорги III. Находясь рядом с Тамарой (Тамар), Сослан многое сделал для грузинского государства. Сослан прожил жизнь, богатую военными сражениями и борьбой с врагами Грузинского государства. Долгое время боролся с экспансией сельджуков, которые стремились завоевать историческую территорию Грузии. Давид прожил жизнь, богатую военными сражениями и борьбой с врагами Грузии. Первым военным конфликтом, в котором ему пришлось принять участие, стал мятеж Юрия, который вернулся из изгнания и нашёл поддержку в Западной Грузии. Давид участвовал в нескольких сражениях, в результате которых армии восставших были разбиты. Долгое время Сослан боролся с экспансией сельджуков, которые стремились завоевать историческую территорию Грузии. В 1195 году в Шамхорской битве Давид Сослан нанёс жестокое поражение правителю Иранского Азербайджана атабеку Абу-Бекру, но конфликт перерос в затяжную войну.

Усиление Грузии не давало покоя правителям мусульманских государств. Среди них был румский султан Рукн-ад-дин, который напал на правителя Эрзурума (вассала Грузии) и тем самым оказался в конфликте с Грузией. Султан организовал общеисламский поход на Грузию, войско под командованием Давида Сослана двинулось навстречу. Царица сама проводила войско до Вардзии, осталась там и всё время молилась. В 1202 году в битве при Басиани грузины одержали блестящую победу над многочисленным врагом. Давид Сослан взял в плен брата Рукн-ад-дина, который был продан царицей за лошадиную подкову.

Давид Сослан умер - был убит - в 1207 году, и похоронен в родовой Нузальской часовне, в Северной Осетии. В том же 1207 г. году царица Тамара посадила на трон соправителем своего сына Георгия Лашу.

-4

Точная дата смерти Тамары до сих пор неизвестна. Считается, что она умерла в промежутке с 1209 по 1213 год. Перед кончиной страдающая неизлечимой болезнью царица удалилась в замок Агарани рядом с Тбилиси и провела там последние дни. Как утверждают письменные источники, после смерти ее прах перенесли сначала в Мцхету, а далее – в царскую усыпальницу в Гелати (близ Кутаиси). Но есть версия, что царица Тамара покоится в Иерусалиме, так как еще при жизни завещала похоронить ее там, что якобы и сделал Шота Руставели, незадолго до этого удалившийся в Иерусалим. Но версия про Иерусалим и Шота Руставели, это как выяснилось из данного опуса, всего лишь красивая легенда.

Вот и красивой сказке конец, а кто слушал - молодец!

Алена Ли.

О Царице Тамар и Вардзии здесь.