Компания «Текстильно», которая находится в Пятигорске, производит и продаёт оптом детскую одежду. Владелец Вартан Айрапетян прошёл годовую программу Business Booster, чтобы усилить свой бизнес и выйти на новый уровень дохода. Своими результатами Вартан поделился с совладельцем Visotsky Inc. Валентином Василевским.
Читайте интервью Вартана ниже или смотрите в видеоформате.
Вартан, хотелось бы узнать подробнее о твоём бизнесе: какая сфера, обороты, сколько человек в команде.
Мы шьём одежду для детей от 0 до 8 лет с 2016 года. Сейчас в штате 28 человек. В 2018 году наш доход составлял 120 миллионов, а к 2019 году мы выросли в 7 раз. Всего суммарно, если считать с момента основания компании, выросли в 14 раз.
Где вы продаёте свои товары?
Реализуем товар через интернет-площадки. Мы решили продавать именно так ещё до того, как пришли на Business Booster. Сперва думали, что продавать оптом — это неперспективно, но после прохождения проекта посмотрели на это иначе. Сейчас всё производство у нас на аутсорсе, мы только покупаем ткань и разрабатываем модели.
У тебя был опыт в бизнесе до компании «Текстильно»?
Да, «Текстильно» — это уже третья компания по счёту. Первый бизнес я запустил ещё в 1999 году — возил товары из ОАЭ и Турции. Потом занимался постельным бельём и другим домашним текстилем.
Я думаю, что самые лучшие идеи посещают предпринимателей, когда они расслаблены. Был момент, когда я устал от Москвы и вернулся в Пятигорск, чтобы отдохнуть и подумать, что делать со своей жизнью. И в этот момент со мной связался друг и сказал, что на рынке не хватает одежды эконом-сегмента. В Пятигорске как раз было много производств, вот так я и понял, чем буду заниматься.
Почему ты решил пройти программу Business Booster?
Я был загружен, не вылезал из оперативки и хотел это изменить. Александр Высоцкий описывал ситуацию, когда владелец расширяет штат и думает, что теперь работать станет легче, но по факту только ещё больше тонет в рутине — это случилось и со мной. Когда команда увеличилась, я вместо 8 часов в день стал работать по 12.
Расскажи о целях и замыслах твоей компании.
Мы хотим сделать детей и родителей счастливыми — это и есть наша цель. На программе я осознал, что нельзя считать главной целью бизнеса деньги.
Я часто получаю предложения уйти в продажу женской одежды. Но я считаю, что делать одежду для детей более перспективно — они же постоянно растут, поэтому гардероб приходится менять часто.
Моя команда не сразу приняла цели и замыслы, когда я впервые им рассказал об этом. Но я знал, что так будет, Александр Высоцкий предупреждал ещё во время обучения.
Для многих владельцев кризисы — виновники всех бед, но я думаю, что в неудачах виноваты не только внешние факторы. Важно построить систему в бизнесе, тогда компанию можно расширять вопреки любым преградам.
Какие инсайты ты получил на программе?
Я часто узнавал себя в словах Высоцкого. Особенно когда он говорил, что есть владельцы, которые тащат на себе все процессы в компании. Самое важное осознание пришло, когда мы учились писать должностные инструкции. Тогда я понял, что у каждой обязанности есть результат, ведь если есть должность, то есть и продукт.
Как ты считаешь, во сколько раз может вырасти владелец после внедрения инструментов управления?
Я думаю, что рамок нет — во сколько угодно. Например, я могу продавать одежду по всему миру, не привязываясь к определённым странам. Сейчас зоны роста моей компании — это дальнейшее расширение и PR.
Что ты планируешь делать в будущем, к чему стремишься?
Я хочу масштабироваться. И в этом мне помогут знания, которые я получил на Business Booster. С их помощью я организую все процессы в компании так, чтобы моё присутствие не было необходимым, а потом займусь развитием.
Какими советами ты бы хотел поделиться с владельцами бизнеса?
Первый — обучайтесь. Это относится не только к предпринимателям. Всем людям нужно учиться больше, но многие думают, что вуза и школы хватит. Анализируйте свою работу и делайте выводы. И не сомневайтесь в себе.