Найти тему
Отрывок

Новаторства от Алексея Романова. Европеизация.

 Именно при царе Алексее Михайловиче Романове началась постепенная европеизация России , которую продолжили Федор и Петр Великие . Атмосфера в их детских комнатах сыграла огромную роль в модернизации страны.

 

Театр появился при царском дворе, хотя в Московской Руси театральная игра воспринималась как дьявольская выдумка. Охваченный сомнениями, Алексей даже посоветовался по этому поводу со своим духовником, который разрешил развлечения, объяснив, что представления смотрели даже византийские императоры.

 

Монарх также устраивал музыкальные вечера с немецкими виртуозами. Даже балетные представления проходили в царском дворце.

Решению проводить их предшествовали консультации Алексея Михайловича с доверенными придворными, которые заверили его, что такого рода развлечения распространены в Европе.

Возобновились контакты с зарубежными странами. Появилось первое регулярное сообщение с Европой, и в Пекин отправился первый торговый караван. 

После подписания Андрусского мира русские разослали текст договора другим европейским правителям, тем самым обозначив присутствие своей страны в международной политике.

 Когда в 1672 году родился сын монарха Петр (будущий реформатор), царские посланники отправились на Запад, чтобы сообщить местным правителям о радостном событии на московском дворе. Через год в Варшаву прибыл первый русский посол.

Алексей позаботился о хорошем воспитании своего сына Федора, наследника престола, который, в свою очередь, позаботился о развитии младшего брата Петра, будущего Петра Великого, положив начало его образованию. 

Выбор Полоцкого для обучения царских детей был революционным ходом, потому что

«несколько десятков лет тому назад, — как пишет русский историк Игорь Андреев, — монаха, слушавшего лекции у иезуитов, не только не пустили бы в царские комнаты, но отправили бы в далекий монастырь , как исправительное заведение».
-2

Симеон Полоцкий оказался идеальным учителем. У него были почти энциклопедические знания, которые он передавал в увлекательной и понятной форме. После восшествия на престол только 15-летний Федор продолжил и даже усилил прозападную политику отца.

В 1664 году Полоцкий стал учителем детей Алексея: Федора и Софьи. Впервые в истории царская дочь начала систематически заниматься наравне со своими братьями. Это была глубокая перемена при Московском патриаршем дворе, потому что девочек в Российском государстве грамоте не учили, так как считалось, что представительницы прекрасного пола «от природы имеют более простой ум».

Подводя итоги правления Алексея Михайловича Романова видный историк Сергей Соловьев констатировал , что его царствование подготовило Россию к процессу европеизации. 

Уважаемые читатели, спасибо за внимание! Обязательно поставьте палец вверх, если понравился материал.