Я снова о картине "Не могу сказать прощай"! Секрет обсуждаемости этого фильма прост: неправильно расставленные акценты. Я об этом уже писала. Вместо психологизма режиссер сделал ставку на зрелищность, в итоге некоторые важные аспекты личностей главных героев потерялись, ушли на второй план.
В комментариях к предыдущей статье про эту картину некоторые читательницы спорят с высказанным мной мнением о том, что чувства Лиды к Сергею не совсем правильно называть любовью.
Для многих женщин тот факт, что незваная Лида приехала к лежачему Сергею, чтобы самоотверженно ухаживать за ним, достаточно основание, чтобы говорить о ее любви к этому человеку.
Действительно, в глубинной своей основе, любовь — это жертвенность. Любви без женственности быть не может. Но для истинной любви недопустимо, чтобы жертвенность любящего человека нещадно эксплуатировалась.
Любить по принуждению нельзя. Любят всегда как минимум просто так, а чаще вопреки, ведь все люди несовершенны. Приходится много прощать, особенно тем, кого мы любим.
А вот пожертвовать чем-то по принуждению можно, и часто бывает именно так. Человек может убедить себя, что жертвует потому что хочет этого сам, не желая этого в глубине души. А вот с любовью такой фокус не прокатывает. Убедить себя, что любишь — не любя — никогда ни у кого не получалось.
Именно поэтому чувства Лиды вызывают у меня вопросы. Любовь — это не сиюминутное влечение, это не обожание выдуманного образа едва знакомого человека. И уж тем более не идеализирование мужчины, цинично попользовавшегося тобой.
Чувства Лиды к Сергею отождествляют с любовью на основе полного принятия ею его недостатков и слабостей любимого человека. Но принимать — не значит не закрывать глаза на них. В фильме нет ни намека на то, что решение Лиды приехать к Сергею — результат какой-то внутренней работы, внутреннего роста, который неизбежно должен был случится после его подлости.
Мы видим, что внутренний мир девушки полностью замкнут на Сергее. Ее любовь показана через жертвенность, и именно в такой любви — всеобъемлющей, всепрощающей, готовой нести на руках и выносить судна, нуждался Сергей, оказавшись парализованным. Но эта любовь лишает его возможности пережить катарсис.
Не показана сцена объяснения между ними. (Да и была ли она)? Сергей не попросил прощения ни за ту ночь, ни за "ласковую" встречу. Не задекларировал свое обновленное отношение к Лиде. Поэтому не верится в дальнейшее семейное счастье этой пары. Перемены, произошедшие с Сергеем показано весьма неоднозначно. Да, он привязался к Лиде, и в разговоре о ней с директором музея говорит, что она ему очень лЮба. Но с другой стороны, с чего бы не быть ей лЮбой: девка-то справная, по дому все шустро делает, ребеночка вон готовится родить, не задумываясь, о трудностях деревенской жизни с мужем лежачим, и с малышом на руках.
Конечно, все люди разные, вполне вероятно, что главное объяснение между влюбленными произойдет позже. Но не показана потребность Лиды в этм объяснении. Она — типичная женщина-функция, которая видит смысл своего существования в служении своему мужчине. И это вовсе не безобидно: ралли по городу на многотонном грузовике в день свадьбы Сергея и Марты показывает, что сила характера у девушки нехилая. Агрессии у нее предостаточно, поэтому она спокойно остается в деревне: сил и энергии хватит на все. И в мирное русло они будут направлены, если ей дадут спокойно выполнять ее жизненную программу.
Это стремление "причинять" добро зародилось в личности Лиды до встречи с Сергеем. Очевидно, в семье девочку не замечали. Лишили детства, навешав кучу обязанностей. Главное слово, которое определило ее судьбу: "должна". Возможно, родители любили ее не безусловной любовью, а за что-то: помощь по дому, хорошие оценки и т.п. За функции, которые она осуществляла.
И девочка росла, превратилась в симпатичную девушку, но так и не рассталась со своей "функциональностью", установкой, что любимому человеку она должна приносить пользу. Только в этом случае она может рассчитывать на ответную любовь. А любви ей очень хочется.
Этим и объясняется ее уступчивость на первом свидании с Сергеем. Лида принесла ему в дар самое дорогое, а он просто получил психоэмоциональную разрядку, разнервничавшись, что пергидрольная фифа Марта ушла с дискотеки под ручку не с ним.
Но Лида справилась с этим. Решение ехать в деревню к обездвиженному Ватагину не стоило ей ничего. Ни сомнений, ни колебаний — полный вперед. Учитывая, как непорядочно он с ней поступил, это выглядит странно, неестественно, подозрительно. Ведь ничего, кроме случайной ночи их не связывало: Лида не была ни официальной подругой Сергея, ни невестой.
При этом дальнейшая агрессия Лиды сосредоточена на Марте, а не на Сергее, так подло с ней поступившем. Испортить сопернице день свадьбы, обрызгав грязью платье — изощренная месть, учитывая, что в СССР не так просто было достать свадебное платье. Жениху-то не настолько важно, в чем идти в ЗАГС: Ватагин мог махнуться не глядя костюмчиком с кем-то из товарищей.
Кстати, досадное, на мой взгляд, упущение режиссера, что под венец Марта отправляется-таки в том самом платье, которое так пыталась испортить Лида. Если бы коварной невесте пришлось переодеться хотя бы в то самое голубое платье, в котором она потом сбегала позже огородами, сцена выглядела бы более эффектно: как частичная, но все же победа Лиды.
Гневом она клеймит Марту на дискотеке, уже после травмы Ватагина: "Жена? По танцплощадкам хвостом метёшь"? Это замечание пусть и справедливое, но насквозь токсичное. Марта не отбивала у нее Сергея, он сам выбрал ее, потому что холеная блондинка больше ему соответствовала, чем простушка водительница грузовика. Получив не менее жесткую отповедь, она уезжает к Сергею, который ее не ждет, хотя через время, окруженный лидиными заботами и вниманием, все-таки принимает ее любовь. Только вот любовь или жертвы?
В целом, ее решение верное, потому что как минимум матери Сергея нужна была помощь в уходе за больным сыном. Но ведь она почти сразу ставит Ватагиных перед фактом, что приехала навсегда, хоть и говорит, в каком статусе планирует остаться. Эта решительность тоже выглядит подозрительно: разве по-настоящему любящий человек насилует волю того, кого любит?
Ватагин — ее наваждение. И положительный, верный Вася не смог исцелить ее от этой одержимости не беспричинно. Вася любит Лиду не за что-то, а просто так. Он видит в ней личность, а не функции, а Лида так не может. Ей надо постоянно приносить себя в жертву: отказываться от своих чувств, желаний, делать то, что не хочется. Потребность Лиды в такой модели отношений сильна еще потому, что привыкнув постоянно исполнять чужие желания, она уже и не имеет своих собственных вовсе. А Вася ее спрашивает постоянно: чего ты хочешь? В этом он бесконечно проигрывает напористому, бесчувственному Сергею, который просто берет от женщин, то что ему надо в конкретный момент. И прогоняет, если ничего не надо.
Любовь — это чувство, которое заставляет людей меняться. Потому что любые отношения проходят через испытания. А они влекут за собой неизбежные перемены в характере. Но Лида статична.
Я ни разу не феминистка, и мои предыдущие статьи доказывают это. Но когда Лида, которая — "Я тебя звал? Нет!" — радостно печет пироги, собирает бруснику, заливисто хохочет на полу, упав с плохо починенной Сергеем табуретки, а потом и вовсе беременеет от него, мне становится не по себе. Нам словно показывают: вот оно, женское счастье! Мельтешить по дому, смотреть в рот мужику да в койку прыгать, когда он позовет. Функциональность, исполнительность, удобность — хорошие качества. Но в отношениях на первом месте должна быть сама личность любимого человека, его стремления, цели, мечты. И это должно быть взаимно. Без этого отношения не дотягивают до любви, а представляют собой некий симбиоз двух представителей человечества. Давать пользоваться собой, получая взамен иллюзию отношений — так себе любовь, скажу я вам.
«У любви есть граница, она называется – достоинство... У любви всегда будет свой предел под названием «человеческое достоинство».
Вклад Лиды в реабилитацию Сергея после травмы огромный, она буквально сделала невозможное. Как сиделка она — просто огонь, богиня. Но я не вижу в ее поведении, во всей кайме сюжета, готовность также самоотверженно отступить в тень, оставив Сергею право самому решить, хочет ли он навсегда связать с этой женщиной свою судьбу.
Потому что он, действительно, не звал ее, когда лежал, брошенный Мартой, а отказаться от ее помощи не мог, поскольку совсем не имел ресурсов, чтобы выкарабкаться самостоятельно. Имея огромную тягу к жизни, он ухватился за Лиду, с готовностью подставившую ему плечо. Желание, скорее даже право Лиды после всего, что она сделала, остаться с Сергеем понятно. Но ведь настоящая любовь не ищет своего.
А из концовки фильма это не исходит с очевидной ясностью. Именно это я имела в виду, когда написала, что Сергей — это в первую очередь трофей, боевая победа Лиды. Отношения и брак не всегда подразумевают любовь. Главное, просто называть вещи своими именами. Слепая любовь — ничто иное, как эгоизм.
Любовь не может не реагировать болью на несовершенства любимого человека, не может не пытаться изменить его, не станет делать за него выбор и ограничивать свободу. Попытки Лиды сделать это, не показаны. Поэтому однозначно утверждать, что она любит Сергея я, лично, не могу.