Найти в Дзене
Кино без мужа

"НЕ МОГУ СКАЗАТЬ ПРОЩАЙ"! ЛИДА: ЖЕНЩИНА-ФУНКЦИЯ

Я снова о картине "Не могу сказать прощай"! Секрет обсуждаемости этого фильма прост: неправильно расставленные акценты. Я об этом уже писала. Вместо психологизма режиссер сделал ставку на зрелищность, в итоге некоторые важные аспекты личностей главных героев потерялись, ушли на второй план. В комментариях к предыдущей статье про эту картину некоторые читательницы спорят с высказанным мной мнением о том, что чувства Лиды к Сергею не совсем правильно называть любовью. Для многих женщин тот факт, что незваная Лида приехала к лежачему Сергею, чтобы самоотверженно ухаживать за ним, достаточно основание, чтобы говорить о ее любви к этому человеку. Действительно, в глубинной своей основе, любовь — это жертвенность. Любви без женственности быть не может. Но для истинной любви недопустимо, чтобы жертвенность любящего человека нещадно эксплуатировалась. Любить по принуждению нельзя. Любят всегда как минимум просто так, а чаще вопреки, ведь все люди несовершенны. Приходится много прощать, осо
"Не могу сказать прощай"! Кадр из фильма
"Не могу сказать прощай"! Кадр из фильма

Я снова о картине "Не могу сказать прощай"! Секрет обсуждаемости этого фильма прост: неправильно расставленные акценты. Я об этом уже писала. Вместо психологизма режиссер сделал ставку на зрелищность, в итоге некоторые важные аспекты личностей главных героев потерялись, ушли на второй план.

В комментариях к предыдущей статье про эту картину некоторые читательницы спорят с высказанным мной мнением о том, что чувства Лиды к Сергею не совсем правильно называть любовью.

Для многих женщин тот факт, что незваная Лида приехала к лежачему Сергею, чтобы самоотверженно ухаживать за ним, достаточно основание, чтобы говорить о ее любви к этому человеку.

Действительно, в глубинной своей основе, любовь — это жертвенность. Любви без женственности быть не может. Но для истинной любви недопустимо, чтобы жертвенность любящего человека нещадно эксплуатировалась.

Любить по принуждению нельзя. Любят всегда как минимум просто так, а чаще вопреки, ведь все люди несовершенны. Приходится много прощать, особенно тем, кого мы любим.

А вот пожертвовать чем-то по принуждению можно, и часто бывает именно так. Человек может убедить себя, что жертвует потому что хочет этого сам, не желая этого в глубине души. А вот с любовью такой фокус не прокатывает. Убедить себя, что любишь — не любя — никогда ни у кого не получалось.

Именно поэтому чувства Лиды вызывают у меня вопросы. Любовь — это не сиюминутное влечение, это не обожание выдуманного образа едва знакомого человека. И уж тем более не идеализирование мужчины, цинично попользовавшегося тобой.

"Не могу сказать прощай"! Кадр из фильма
"Не могу сказать прощай"! Кадр из фильма

Чувства Лиды к Сергею отождествляют с любовью на основе полного принятия ею его недостатков и слабостей любимого человека. Но принимать — не значит не закрывать глаза на них. В фильме нет ни намека на то, что решение Лиды приехать к Сергею — результат какой-то внутренней работы, внутреннего роста, который неизбежно должен был случится после его подлости.

Мы видим, что внутренний мир девушки полностью замкнут на Сергее. Ее любовь показана через жертвенность, и именно в такой любви — всеобъемлющей, всепрощающей, готовой нести на руках и выносить судна, нуждался Сергей, оказавшись парализованным. Но эта любовь лишает его возможности пережить катарсис.

Не показана сцена объяснения между ними. (Да и была ли она)? Сергей не попросил прощения ни за ту ночь, ни за "ласковую" встречу. Не задекларировал свое обновленное отношение к Лиде. Поэтому не верится в дальнейшее семейное счастье этой пары. Перемены, произошедшие с Сергеем показано весьма неоднозначно. Да, он привязался к Лиде, и в разговоре о ней с директором музея говорит, что она ему очень лЮба. Но с другой стороны, с чего бы не быть ей лЮбой: девка-то справная, по дому все шустро делает, ребеночка вон готовится родить, не задумываясь, о трудностях деревенской жизни с мужем лежачим, и с малышом на руках.

Конечно, все люди разные, вполне вероятно, что главное объяснение между влюбленными произойдет позже. Но не показана потребность Лиды в этм объяснении. Она — типичная женщина-функция, которая видит смысл своего существования в служении своему мужчине. И это вовсе не безобидно: ралли по городу на многотонном грузовике в день свадьбы Сергея и Марты показывает, что сила характера у девушки нехилая. Агрессии у нее предостаточно, поэтому она спокойно остается в деревне: сил и энергии хватит на все. И в мирное русло они будут направлены, если ей дадут спокойно выполнять ее жизненную программу.

Это стремление "причинять" добро зародилось в личности Лиды до встречи с Сергеем. Очевидно, в семье девочку не замечали. Лишили детства, навешав кучу обязанностей. Главное слово, которое определило ее судьбу: "должна". Возможно, родители любили ее не безусловной любовью, а за что-то: помощь по дому, хорошие оценки и т.п. За функции, которые она осуществляла.

"Не могу сказать прощай"! Кадр из фильма
"Не могу сказать прощай"! Кадр из фильма

И девочка росла, превратилась в симпатичную девушку, но так и не рассталась со своей "функциональностью", установкой, что любимому человеку она должна приносить пользу. Только в этом случае она может рассчитывать на ответную любовь. А любви ей очень хочется.

Этим и объясняется ее уступчивость на первом свидании с Сергеем. Лида принесла ему в дар самое дорогое, а он просто получил психоэмоциональную разрядку, разнервничавшись, что пергидрольная фифа Марта ушла с дискотеки под ручку не с ним.

Но Лида справилась с этим. Решение ехать в деревню к обездвиженному Ватагину не стоило ей ничего. Ни сомнений, ни колебаний — полный вперед. Учитывая, как непорядочно он с ней поступил, это выглядит странно, неестественно, подозрительно. Ведь ничего, кроме случайной ночи их не связывало: Лида не была ни официальной подругой Сергея, ни невестой.

"Не могу сказать прощай"! Кадр из фильма
"Не могу сказать прощай"! Кадр из фильма

При этом дальнейшая агрессия Лиды сосредоточена на Марте, а не на Сергее, так подло с ней поступившем. Испортить сопернице день свадьбы, обрызгав грязью платье — изощренная месть, учитывая, что в СССР не так просто было достать свадебное платье. Жениху-то не настолько важно, в чем идти в ЗАГС: Ватагин мог махнуться не глядя костюмчиком с кем-то из товарищей.

Кстати, досадное, на мой взгляд, упущение режиссера, что под венец Марта отправляется-таки в том самом платье, которое так пыталась испортить Лида. Если бы коварной невесте пришлось переодеться хотя бы в то самое голубое платье, в котором она потом сбегала позже огородами, сцена выглядела бы более эффектно: как частичная, но все же победа Лиды.

"Не могу сказать прощай"! Кадр из фильма
"Не могу сказать прощай"! Кадр из фильма

Гневом она клеймит Марту на дискотеке, уже после травмы Ватагина: "Жена? По танцплощадкам хвостом метёшь"? Это замечание пусть и справедливое, но насквозь токсичное. Марта не отбивала у нее Сергея, он сам выбрал ее, потому что холеная блондинка больше ему соответствовала, чем простушка водительница грузовика. Получив не менее жесткую отповедь, она уезжает к Сергею, который ее не ждет, хотя через время, окруженный лидиными заботами и вниманием, все-таки принимает ее любовь. Только вот любовь или жертвы?

В целом, ее решение верное, потому что как минимум матери Сергея нужна была помощь в уходе за больным сыном. Но ведь она почти сразу ставит Ватагиных перед фактом, что приехала навсегда, хоть и говорит, в каком статусе планирует остаться. Эта решительность тоже выглядит подозрительно: разве по-настоящему любящий человек насилует волю того, кого любит?

Ватагин — ее наваждение. И положительный, верный Вася не смог исцелить ее от этой одержимости не беспричинно. Вася любит Лиду не за что-то, а просто так. Он видит в ней личность, а не функции, а Лида так не может. Ей надо постоянно приносить себя в жертву: отказываться от своих чувств, желаний, делать то, что не хочется. Потребность Лиды в такой модели отношений сильна еще потому, что привыкнув постоянно исполнять чужие желания, она уже и не имеет своих собственных вовсе. А Вася ее спрашивает постоянно: чего ты хочешь? В этом он бесконечно проигрывает напористому, бесчувственному Сергею, который просто берет от женщин, то что ему надо в конкретный момент. И прогоняет, если ничего не надо.

"Не могу сказать прощай"! Кадр из фильма
"Не могу сказать прощай"! Кадр из фильма

Любовь — это чувство, которое заставляет людей меняться. Потому что любые отношения проходят через испытания. А они влекут за собой неизбежные перемены в характере. Но Лида статична.

Я ни разу не феминистка, и мои предыдущие статьи доказывают это. Но когда Лида, которая — "Я тебя звал? Нет!" — радостно печет пироги, собирает бруснику, заливисто хохочет на полу, упав с плохо починенной Сергеем табуретки, а потом и вовсе беременеет от него, мне становится не по себе. Нам словно показывают: вот оно, женское счастье! Мельтешить по дому, смотреть в рот мужику да в койку прыгать, когда он позовет. Функциональность, исполнительность, удобность — хорошие качества. Но в отношениях на первом месте должна быть сама личность любимого человека, его стремления, цели, мечты. И это должно быть взаимно. Без этого отношения не дотягивают до любви, а представляют собой некий симбиоз двух представителей человечества. Давать пользоваться собой, получая взамен иллюзию отношений — так себе любовь, скажу я вам.

«У любви есть граница, она называется – достоинство... У любви всегда будет свой предел под названием «человеческое достоинство».

Вклад Лиды в реабилитацию Сергея после травмы огромный, она буквально сделала невозможное. Как сиделка она — просто огонь, богиня. Но я не вижу в ее поведении, во всей кайме сюжета, готовность также самоотверженно отступить в тень, оставив Сергею право самому решить, хочет ли он навсегда связать с этой женщиной свою судьбу.

Потому что он, действительно, не звал ее, когда лежал, брошенный Мартой, а отказаться от ее помощи не мог, поскольку совсем не имел ресурсов, чтобы выкарабкаться самостоятельно. Имея огромную тягу к жизни, он ухватился за Лиду, с готовностью подставившую ему плечо. Желание, скорее даже право Лиды после всего, что она сделала, остаться с Сергеем понятно. Но ведь настоящая любовь не ищет своего.

А из концовки фильма это не исходит с очевидной ясностью. Именно это я имела в виду, когда написала, что Сергей — это в первую очередь трофей, боевая победа Лиды. Отношения и брак не всегда подразумевают любовь. Главное, просто называть вещи своими именами. Слепая любовь — ничто иное, как эгоизм.

Любовь не может не реагировать болью на несовершенства любимого человека, не может не пытаться изменить его, не станет делать за него выбор и ограничивать свободу. Попытки Лиды сделать это, не показаны. Поэтому однозначно утверждать, что она любит Сергея я, лично, не могу.

Друзья, если статья понравилась, не забудьте поставить лайк 👍🏻. Вам несложно, а мне приятно! Ваши 👍🏻способствуют развитию канала и выходу новых разборов!