Мой хороший знакомый, полковник в отставке Владимир Всеволодович Тихнов, участник Великой Отечественной войны, рассказал мне удивительную историю о встрече с Василием Сталиным.
1945 г. Этот полк получил самолеты Ла-5 непосредственно с Московского авиационного завода.
После приезда и вступления в полк Владимир Всеволодович занялся вопросом переезда своей семьи, которая осталась в Саратове. Небольшое количество руководящих сотрудников получили жилье от городского совета, остальные жили в частных квартирах.
Капитана Тыжнова поставили на очередь и посоветовали искать жилье только у частных арендодателей. Помощник командира дал ему несколько адресов. Тыжнов обошел и выбрал одну из квартир, затем заговорил с командиром полка о том, что приедет забирать свою семью.
- Придется еще немного подождать", - ответил он. - Дело в том, что я получил сообщение, что на днях мы получим самолеты полка, командиром которого только что был назначен сын Сталина, Василий. Он известен как капризный человек. Я предвижу беду и прошу вас отложить поездку ради вашей семьи.
Тихнов, конечно, не мог возражать и начал готовиться к этой встрече. Служба в полковом комиссариате продвигалась для Тихнова быстро, что Василий Сталин перед войной окончил летную школу, а чины и звания. Незадолго до войны он был назначен начальником Специальной инспекции ВВС.
Отправляясь на фронты, Василий начал навязывать свои порядки: самостоятельно снимать и назначать полковых, дивизионных и корпусных командиров. Дошло до того, что командование ВВС стало получать письма от Сталина в Москву с просьбой дать сыну отдохнуть.
А он послушал - отстранил Василия от осмотра. Позже он вывел своего сына из немилости и дал ему возможность сражаться.
На следующий день впервые в полку Василия появилась группа летчиков его полка, а затем и он сам. На следующий день сын Сталина подробно рассказал Тихнову, представился ему, и у них состоялся разговор. Василий рассказал ему, что в его полку много заслуженных летчиков и что некоторые из них могут быть более капризными, вполне надежными летчиками.
- Согласно нашим правилам, пилот, получивший самолет, имеет право совершить на нем десятиминутный ознакомительный полет", - сказал он.
Василий Сталин также попросил Тихнова не отказывать летчикам в выборе самолетов и позволить им выбирать из двух-трех понравившихся машин. Капитан пообещал выполнить и эту просьбу.
Однако только один летчик - герой Советского Союза с множеством медалей и частей (мой рассказчик не запомнил его фамилию) - выбрал среди множества самолетов. После полета на первом самолете он заявляет:
- Это дуб, а не самолет! Я был сбит в первом бою.
Капитан предложил ему второй самолет, от которого он также отказался.
Его удовлетворил только третий самолет. Тыжнов предлагал отказавшиеся самолеты другим летчикам, и они не предъявляли претензий.
Другой летчик, также награжденный медалями, попросил у Тыжнова самолет с серийным номером, заканчивающимся на ноль. На фюзеляже каждого самолета белой краской были написаны заводские номера. К счастью, такая машина была найдена.
Почему Иосиф Сталин начал получать письма с просьбой успокоить его сына?
Замечательную историю о встрече с Василием Сталиным рассказал мне мой хороший друг, ветеран Великой Отечественной войны, полковник в отставке Владимир Всеволодович Тыжнов.
В 1944 году Владимир Всеволодович в звании капитана был направлен из Саратова в Иваново старшим инженером отдельного запасного авиационного полка Московского военного округа. Полк получал самолеты Ла-5 непосредственно с Московского авиационного завода.
Прибыв в полк и набрав скорость, Владимир Всеволодович стал выяснять вопрос о переезде туда, что его семья оставила в Саратове. В полку не было своих квартир. Небольшая часть руководства получила жилье от городского совета, остальные жили в частных квартирах.
Капитана Тыжнова поставили в очередь, но к этому времени им также посоветовали искать жилье у частных торговцев. Помощник командира хозяйственного отдела дал ему несколько адресов. Тыжнов обошел их и выбрал одну из квартир, после чего заговорил с командиром полка о том, что отправляется на поиски своей семьи.
"Нам придется немного подождать", - ответил он. - Дело в том, что я получил сообщение, что однажды к нам прилетит самолет из полка, которым командовал сын Сталина Василий. И он был известен как капризный человек. Я предвидел некоторые проблемы и попросил его отложить семейную поездку. Давайте отправим полк, а потом - пожалуйста.
Тыжнов, конечно, не мог отказаться и стал готовиться к этой встрече. Комиссар полка рассказал Тыжнову, что Василий Сталин еще до войны окончил авиационную школу и быстро поднимался в звании. Перед войной он был назначен начальником Специальной инспекции ВВС.
По мере продвижения по фронту Василий начал самостоятельно наводить порядок: он самостоятельно увольнял и назначал полковых, дивизионных и корпусных командиров. Дошло до того, что Сталин начал получать письма от командования ВВС в Москве с просьбой успокоить сына.
И он прислушался - снял Василия с экзамена. Однако позже он снял позор со своего сына и дал ему возможность сражаться.
Через несколько дней прибыла первая группа летчиков полка Василия, а затем и он сам. На следующий день после приезда сын Сталина зашел к Тыжнову, представился, и у них состоялся обстоятельный разговор. Василий сказал, что в его полку было много отличных летчиков-истребителей, и некоторые из них могли быть капризными в выборе самолета.
"Согласно нашим правилам, пилот, получивший самолет, имеет право совершить предварительный полет в течение десяти минут", - сказал он.
Василий Сталин также попросил Тыжнова не вмешиваться в выбор самолета своими летчиками и дать им возможность выбирать из двух-трех самолетов по своему усмотрению. Капитан обещал исполнить это желание.
Однако только один летчик, герой Советского Союза со множеством медалей и орденов (мой рассказчик не помнит его фамилию), стал выбирать из различных самолетов. Когда он сел в первый вагон, он сказал:
- Это дуб, а не самолет! Они пристрелят меня в первом же бою.
Капитан предоставил ему второй самолет, от которого он также отказался.
И только третья машина удовлетворила его. Тижнов предлагал отвергнутые самолеты другим пилотам, и они не предъявляли претензий.
Другой летчик, также полный заказов, попросил Тижнова дать ему самолет с серийным номером, заканчивающимся на ноль. Серийный номер был написан большой белой краской на фюзеляже каждого самолета. К счастью, такая машина была изобретена.