Шантаракшита, или Шантиракшита (санскр. Śāntarakṣita – защитник мира, умиротворенности, тибет. Шивацо) – буддийский философ, учение которого завершает развитие индийской махаяны перед исчезновением буддизма в Индии в кон. XII – нач. XIII вв. Годы жизни согласно разным исследователям: 705‒726 (Б. Бхаттачарья), 750/770‒770/810 (Джоши), 680‒840 (Накамура), 725‒784 (Кавамура). Датировка Э. Фраувальнера 725‒788, разделяемая современными учеными, в частности, Дж. Блюменталем, принята и в данной статье. Шантаракшита, наряду со своими учениками Камалашилой и Харибхадрой и предшественниками Арьей Вимуктсеной, Шригуптой, Индрабхути и Анангаваджрой, считается наиболее известным представителем синкретической школы йогачара-мадхъямака (в позднейших тибетских текстах известная как йогачара-сватантрика-мадхъямака), объединившей традиции мадхъямаки Нагарджуны, йогачары Асанги и логики Дхармакирти и находившейся в оппозиции саутантрика-мадхъямаке Бхававивеки.
Биография Шантаракшиты содержится в тибетской хронике «Голубые анналы» (ок. 1476, переведены Ю.Н. Рерихом) и была суммирована Мипхамом Гьяцо, который опирался на Будона Ринчендуба (1290‒1364) и Таранатху (1575‒1634). Детали жизни Шантаракшиты были изложены также Р.Б.С.Ч. Дасом в статье «Индийские пандиты в Тибете», опубликованной в «Журнале общества буддийских текстов» [Das, 1893]. В отличие от других великих буддийских ученых, Шантаракшита не был известен в Китае, и нет сведений, что его работы были переведены на китайский язык или что он был как-то связан с этой страной.
Шантаракшита происходил из западно-бенгальских кшатриев. Согласно Бхаттачарье, он родился в царской семье в Захоре (исследователь идентифицирует его с Сабхаром в Бенгалии), согласно О. Ханде – в Ревалсаре, на территории современного штата Химачал-Прадеш. Шантаракшита был настоятелем знаменитого буддийского университета Наланда. В дальнейшем он сыграл определяющую роль в утверждении буддизма в Тибете, куда он прибыл из Непала ок. 763 (но не ранее 767, согласно Бхаттачарье – в 743) по приглашению царя Трисонга Децена (ок. 740‒798). Это первое путешествие в Тибет, видимо, не было удачным, и он вернулся назад в Непал, где провел 6 лет, а затем снова отправился в Тибет. Во время своего пребывания в столице Тибета он за четыре месяца изложил учение о десяти добродетелях (daśa kuśala), восемнадцати дхату и двенадцати звеньях причинно-зависимого происхождения (пратитья-самутпада).
Под эгидой царя Трисонга Децена буддизм значительно распространился в Тибете. Шантаракшита возглавил школу по переводу буддийских сочинений с санскрита на тибетский и строительство монастырей. На помощь ему был приглашен Падмасамбхава, который, продемонстрировав свое магическое искусство, посрамил тибетских богов и обратил их в буддизм, сделал их дхармапалами, защитниками Учения. Падмасамбхава был женат на сестре Шантаракшиты, в 787 (согласно Бхаттачарье, в 749) он и Шантаракшита основали в Тибете монастырь Самъе по образцу Одантапури-вихары в Магадхе. Шантаракшита оставался там 13 лет до конца жизни (по другим сообщениям, на некоторое время он оставлял Тибет). Он предсказал, что в результате возникших среди буддистов споров и дискуссии о пробуждении с китайской школой чань тибетцы будут вынуждены призвать его ученика Камалашилу из Индии, который принесет победу учению о постепенном достижении пробуждения, в отличие от чаньской идеи мгновенного просветления. Шантаракшита погиб от несчастного случая: по некоторым свидетельствам, он умер от травмы, полученной от удара пони.
Шантаракшите приписывают 11 сочинений, которые включены в тибетский буддийский канон текстов, не принадлежащих Шакьямуни («Тенгъюр»), в оригинале на санскрите сохранилось только три. Среди главнейших его сочинений – «Мадхъямака-аланкара» («Украшение срединного пути», не сохранилась на санскрите), «Парама-артхавинишчая» (букв. «Исследование высшей истины», не сохранилась) «Ваданьяя-вритти-випанчита-артха» («Комментарий на «Наставления о диспутах», разъясняющий их смысл») – основное сочинение Шантаракшиты, посвященное праманаваде, комм. на «Вада-ньяйю» Дхармакирти, а также самое масштабное его сочинение – «Таттвасанграха».
Стиль сочинений Шантаракшиты отличается чрезвычайной логической точностью и выверенностью: практически в каждой шлоке он строит предложение таким образом, что меньший термин, больший термин, средний термин и иллюстративный пример следуют друг за другом в четкой логической последовательности.
«Мадхъямака-аланкара». «Мадхъямака-аланкара» с автокомментарием («Мадхъямака-аланкара-вритти») – короткий стихотворный текст, содержащий первое ясное изложение синтеза мадхъямаки, йогачары и праманавады. В Тибете считается основополагающим текстом йогачара-сватантрика-мадхъямаки. Существует два перевода на тибетский: перевод Еше Де и Шилендрабодхи. В «Мадхъямака-аланкара» Шантаракшита излагает свое учение о двух истинах, а именно о конвенциональной истине, представление о которой он взял из йогачары, и о высшей истине мадхъямаки с помощью буддийской логики. В этом тексте Шантаракшита предлагает ученикам синтезировать учение мадхъямаки, начиная с Нагарджуны и Арьядевы, и учение о срединном пути йогачаринов Асанги и Васубандху. В «Мадхъямака-аланкара» Шантаракшита обосновывает концепцию самоосознавания (svasaṃvedana), согласно которой сознание сознает, что оно воспринимает что-либо (объект, ментальное состояние) и по своей природе является самоосознающим, а также идею о том, что сознание не полностью отличается от своих объектов.
«Таттвасанграха». «Таттвасанграха» («Собрание сущностных проблем», или «Компендиум категорий», полное название «Таттвасанграха-карика», «Стихи о собрании категорий») – монументальная буддийская философская энциклопедия. В ее 26 главах (в тибетском переводе 31 глава) разбираются и последовательно опровергаются – с точки зрения буддиста школы йогачара-мадхъямаки – учения всех основных индийских философских школ (санкхьи, ньяи, вайшешики, мимансы, локаяты, йоги, веданты, а также джайнизма и буддизма других школ). Таким образом, «Таттвасанграха» охватывает полемику по ключевым философским вопросам на протяжении почти трех веков, заканчивая эпохой Уддйотакары (ок. VI–VII вв.) Рассматривается 20 философских понятий, в том числе: свабхава (сущность), индрия (воспринимающая способность/орган чувств), пуруша (духовная субстанция, дух, я), пракрити (материя), атман (душа, субъект), карма (действие), гуна (качество), саманья (универсалия, общее, род), вишеша (особенное, вид), пратьякша (восприятие), анумана (вывод) и др. Сочинение условно может быть разделено на три раздела: онтологический (гл. 1‒15), эпистемологический (гл. 16‒20) и сотериологический (гл. 21‒26).
Главная ценность «Таттвасанграхи» в том, что она воспроизводит учения всех основных индийских философских школ, многие из которых иначе были бы полностью утеряны. В комментарии Камалашилы приводятся имена философов, которые в тексте не обозначены, а также цитаты из их сочинений. Широкое разнообразие опровергаемых систем и цитируемых источников делают текст одним из важнейших энциклопедических трудов в санскритской философской литературе.
На английский язык «Таттвасанграха» с комментарием Камалашилы переведена Г. Джха. Отдельные главы переводились на китайский, японский и немецкий, на русский язык переводились три главы: В.П. Андросовым «Ишвара-парикша», В.Г. Лысенко «Пратьякшалакшана-парикша» и Н.А. Канаевой «Анумана-парикша» (два издания). Кроме того, отдельно «Дискуссия с мимансаками об атмане» была издана, переведена на французский и исследована И. Ратье. Раздел учения об атмане – «Атмавада» – исследовался Л.И. Титлиным.
Обнаружение манускрипта «Таттвасанграхи» и его издание. Оригинальный санскритский текст «Таттвасанграха» долгое время считался (в т.ч. С.Ч. Видьябхушаной) безвозвратно утраченным. Однако еще в 1873 немецкий санскритолог И.Г. Бюлер нашел в хранилище монастыря в Джайсалмере (штат Раджастхан, Индия) ее неполный санскритский текст. Манускрипт состоял из 183 пальмовых листьев, написанных шрифтом 12-го или 13-го веков. В отчете об этом тексте, опубликованном в «Журнале общества буддийских текстов», Бюлер ошибочно назвал его «Таркасанграха». То, что это не «Таркасанграха», а «Таттвасанграха», впервые было указано М.С.Ч. Видьябхушаной, который, однако, принял это небольшое собрание из 183 листов за полный текст «Таттвасанграхи» вместе с объемным комментарием Камалашилы вследствие наличия на обложке манускрипта сомнительного названия «Камалашилатарка» (букв. «Исследование Камалашилы»). В реальности открытие комментария Камалашилы явилось результатом поисков, устроенных махараджей Саяджи Рао Гаеквадом, который послал К.Д. Даляля, библиотекаря и ученого, исследовать знаменитое джайнское хранилище в Раджастхане. Среди обнаруженного Далялем в Джайсалмере ряда важных и уникальных манускриптов был и текст «Таттвасанграхи» и комментарий к ней («Таттвасанграха-панджика»), однако он не смог получить ни манускрипт, ни его копии от джайнов. В конечном итоге манускрипт был получен из хранилища Вади Паршванатха в Паттане (Кашмир). Впервые он был издан в Бароде в 1926 Э. Кришнамачарьей. Впоследствии текст был издан С.Д. Шастри. Существует три тибетских перевода «Таттвасанграха-панджика», в т.ч. перевод кашмирского пандита Кумары Шри Бхадры, выполненный в монастыре Самъе, а также переводы Еше Де и Шилендрабодхи.
«Таттвасанграха» была написана прежде «Мадхъямака-аланкара», т.к. в ней цитируется «Таттвасанграха». По мнению Бхаттачарьи, это произошло до 743, с точки зрения Фраувальнера и Г. Крассера – ок. 760.
Автор: Титлин Л.И.