Найти тему

Плотин

Плотин (Πλωτῖνος, 204/205, Ликополь, Египет – 270, Минтурны, Италия) – один из наиболее влиятельных философов античности, глава школы в Риме, родоначальник неоплатонизма, автор «Эннеад».

К главным источникам сведений о биографии Плотина относятся: «О жизни Плотина и порядке его книг» Порфирия, а также «Жизни философов и софистов» Евнапия из Сард и cловарь «Суда». Как пишет Порфирий, Плотин «не любил рассказывать ни о своем происхождении, ни о своих родителях, ни о своей отчизне» («Жизнь Плотина», 1, пер. Д.В. Бугая). По свидетельству ученика и личного врача Плотина Евстохия Александрийского, Плотин умер в 66 лет, – исходя из этого, Порфирий указывает дату рождения философа: «на тринадцатом году правления императора Севера» («Жизнь Плотина», 2), т.е. в 204 или 205 г. Сам Порфирий пришел в школу Плотина, когда тому было уже 59 лет («Жизнь Плотина», 5), и уехал из Рима в 268, так что не мог быть с Плотином в период его болезни и смерти, – таким образом, Порфирий оказался свидетелем только шести последних лет жизни Плотина в Риме. Текст жизнеописания учителя был составлен Порфирием спустя тридцать лет после его смерти – в 304 году, как введение к изданию «Эннеад».

У Евнапия родиной Плотина назван «город Лико», а сам Плотин – «философом из Египта» («Жизни философов и софистов» III 1, 1). Неоплатоник Давид (Prolegomena et in Porphyrii isagogen comm. 91, 24‒25) и словарь «Суда» (Suda, Π 1811) сообщают, что родиной Плотина был Ликополь. Однако не все исследователи считают, что этим свидетельствам стоит доверять [Dodds, 1928, Armstrong, 1966]. Название «Ликополь» носили два города, один был расположен южнее, в Верхнем Египте, другой севернее, в Нижнем. Исследователи считают, что Плотин был родом из Верхнего Египта.

Выдвигались несколько версий этнической принадлежности Плотина. Имя Πλωτῖνος / Plotinus имеет латинские корни, так что Плотин мог быть либо из римской семьи, либо из семьи вольноотпущенников [Brisson, 1992, p. 2]. Родным языком его был греческий. О том, что этнически он также мог принадлежать к грекам, можно предположить на основании слов Давида Πλωτῖνος ὁ Ἕλλην (Davidis prolegomena et in Porphyrii isagogen comm., 91, 27, чтение по Codex Monacensis 399 (М)). Однако Ἕλλην («эллин») отсутствует в рукописи Codex Monacensis 399 (M a), поэтому Буссе, издатель Пролегоменов, счел его позднейшей вставкой. Возможно, Плотин был по происхождению египтянином, коптом, – это предположение основано на некоторых особенностях его речи, например, он говорил ἀναμνημίσκεται вместо ἀναμιμνήσκεται («Жизнь Плотина», 13), в чем усматривают признак влияния коптского языка [MacCoull, 1999]. Современные ученые больше склоняются к последней версии, считая Плотина эллинизированным египтянином.

Школа Аммония. К философии Плотин обратился достаточно поздно на 28 году жизни, после переезда из Ликополя в Александрию. Хотя Порфирий ничего не сообщает о том, чем занимался и чему учился Плотин до этого, можно предположить, что он как римский гражданин получил классическое образование, изучал арифметику, геометрию, музыку, а также механику и оптику, которые были хорошо ему известны: «от него не укрылось ни одна так называемая геометрическая теорема, ни арифметическая, ни механическая, ни оптическая, ни мусическая», хотя специально такого рода исследованиями он не занимался («Жизнь Плотина», 14). В Александрии Плотин ищет возможность заниматься философией и переходит от одного преподавателя к другому. Наконец, встречает платоника Аммония Саккаса, произносит «вот кого я искал!» и остается в школе Аммония на 11 лет до 243 года. Сам Аммоний ничего не писал и практиковал устные беседы. По-видимому, именно это и привлекло Плотина. Вместе с Плотином у Аммония Саккаса учились Геренний и Ориген-платоник. Ученики Аммония дали клятву не разглашать услышанного, но уговор был нарушен Гереннием и Оригеном, а Плотин еще 14 лет после того, как расстался с учителем, ничего не записывал, передавая его учение только в устной форме (Там же, 3). Поскольку учеником Аммония был Ориген-платоник, Тайлер предположил [Theiler, 1966], что Аммоний преподавал платонизм в том ключе, в котором он был известен средним платоникам, в частности, полагая верховным богом Ум. В научной литературе после Тайлера предпринимались дальнейшие попытки реконструировать учение Аммония [Schwyzer, 1983; Schroeder, 1987].

Поход на восток. Именно занятия с Аммонием побудили Плотина к тому, что он пожелал изучить философию персов и индусов. В 242 году он присоединился к войску имп. Гордиана III, совершавшему поход на Восток. Марк Антоний Гордиан был провозглашен императором в 238 году, на момент похода ему было около 17 лет. Хотя Порфирий сообщает только о том, что Плотин «записался в войско», скорее всего, в силу своего происхождения и образования, он занимал привилегированное положение среди приближенных молодого императора. Нет сведений о том, в какой мере Плотину удалось постичь восточную мудрость. В ходе военных действий римские войска добились значительных успехов, однако в 244 году префект претория Филипп-араб возглавил заговор против Гордиана, в результате которого последний был убит, а Филипп, став императором, начал свое правление с заключения мира с персами. После смерти императора Плотин «едва спасся бегством» («Жизнь Плотина», 3). Положение Плотина как приближенного к императору философа объясняет ту угрозу для его жизни, которая возникла после переворота. Опасаясь за свою жизнь, Плотин бежал сначала в Антиохию, а затем приехал в Рим (Там же).

Влияние восточных идей на философию Плотина широко обсуждалось в исследовательской литературе. Философией персов, с которой хотел познакомиться Плотин, не могло быть манихейство, поскольку проповедь Мани начиналась около 240 г. Покровителем этого нового учения станет Шапур I, против которого и шел войной Гордиан III [Бугай, 2014]. По предположению Э. Брейе, Плотин хотел познакомится с философскими идеями, которые сформировались вокруг культа Митры. В них высшее божество уподобляется источнику света, испускающему лучи, которые пронизывают и освещают тьму материи [Brehier, 1928, p. 116]. У Плотина метафора света станет одной из любимейших. Брейе также усматривает в философии Плотина влияние индийской философии. Он полагает, что мысль о единстве души и верховного начала, Единого, заимствована Плотином из «Упанишад», в которых одной из центральных является идея тождества Брахмана и атмана. Хотя Гордиан не достиг Индии, предположение о влиянии индийской философии на Плотина нельзя считать невозможным. До 39 лет Плотин жил в Александрии, которая была крупным торговым центром, лежащим на пути из Индии в Рим [Ibid., p. 118‒119]. Плотин вполне мог познакомиться с какими-то индийскими учениями и захотеть продолжить их изучение. Однако полагать, что чуть ли не основной тезис философии Плотина целиком и полностью им заимствован, представляется ошибочным [Armstrong, 1936].

Школа Плотина в Риме. Вернувшись в Рим в 245 г., Плотин поселился в доме знатной римлянки Гемины и начал вести философские занятия. Друзьями и покровителями Плотина были имп. Галлиен (даты правления 253‒268) и его супруга Салонина. С ними связано одно из неосуществившихся желаний Плотина – построить город философов «Платонополис». Скорее всего, этот город не должен был быть воплощением «Государства» Платона, но управляться согласно справедливым законам, изложенным в «Законах». В этом городе Плотин хотел жить со своими учениками и единомышленниками, воплощая тем самым идеал справедливой жизни. Хотя правящая чета благосклонно отнеслась к этому замыслу и была готова предоставить Плотину один из городов Кампании, реализации проекта воспротивилось окружение императора.

Слушателями Плотина были видные сенаторы – Орронтий Марцелл, Сабинилл и Рогациан (возможно, Гай Юлий Рогациан, либо Гай Юлий Волусенн Рогациан [Бугай, 2014, с. 180]); под влиянием идей Плотина он сложил с себя должностные обязанности претора, отказался от сенаторских привилегий, раздал имущество, отпустил на волю рабов и стал вести жизнь аскета. Еще один влиятельный римлянин Кастриций Фирм, обладатель богатых поместий в окрестностях Минтурн и Кампании, из уважения к Плотину предоставил их в распоряжение его и его учеников. Однако о большинстве слушателей Плотина нам известно гораздо меньше, зачастую только имена и профессии. Занятия Плотина посещали врачи Павлин, Евстохий из Александрии, Зет, родом из Аравии, позднее ставший близким другом Плотина, ритор Серапион из Александрии, а также поэт Зотик. В кругу учеников Плотина также были женщины – Гемина, в доме которой он жил, ее дочь Гемина и Амфиклея.

Среди римской знати Плотин был известен, прежде всего, как человек мудрый и добродетельный, поэтому многие римляне на пороге смерти просили его стать опекуном их детей, передавая их ему вместе с имуществом «как некоему священному и божественному стражу» («Жизнь Плотина», 9). Плотин заботился о многих сиротах, поэтому в его доме всегда были дети, и, обладая удивительной проницательностью, мог предсказать будущее каждого ребенка по имеющимся у того задаткам. В своей биографии Плотина Порфирий приводит факты, доказывающие его божественное происхождения. Во-первых, случай с египетским жрецом. Некий египетский жрец решил показать свое искусство и призвать даймона Плотина. Для этого он просил Плотина прийти в храм Исиды (Исейон). Плотин, который не любил посещать храмы, говоря, что «боги должны сами приходить к нему», на этот раз согласился. Когда же жрец стал вызывать даймона, пришел не даймон, но бог. Во-вторых, пророчество Аполлона. Однажды ученик Плотина Амелий обратился к дельфийскому оракулу с вопросом, куда переселится душа учителя после смерти. Оракул ответил, что Плотин, разрешившись от смертных оков, окажется в сфере божественного и будет беседовать там с Радамантом, Миносом, Эаком, а также с Платоном и Пифагором. И в-третьих, Порфирий свидетельствует о том, что, пока он был с учителем, Плотин четырежды пережил соединение с высшим богом, «у которого нет ни формы, ни какого бы то ни было вида, стоящий над умом и всем умопостигаемым» («Жизнь Плотина», 23). Именно в достижении единства человеческого и божественного Плотин видел цель своей философской деятельности.

В 246, на третий год преподавания, к кружку Плотина присоединился первый профессиональный философ – Амелий Гентилиан, который оставался с Плотином на протяжении 24 лет. По происхождению Амелий был греком из Этрурии, философское образование получил у стоика Лисимаха («Жизнь Плотина», 20). Кроме того, Амелий находился под влиянием учения неопифагорейца Нумения Апамейского. Нумения считают одним из непосредственных предшественников Плотина, современники даже обвиняли Плотина в заимствовании некоторых его доктрин. Чтобы опровергнуть эти домыслы, Амелий написал трактат «Об отличии учения Плотина от учения Нумения» («Жизнь Плотина», 17). Амелий был автором большого числа философских трактатов и комментариев, которые, к сожалению, до нас не дошли. Известно, что он разработал свою собственную оригинальную доктрину Ума, отличную как от учения Нумения, так и от доктрины Плотина [Brisson, 1987; 1989].

В 263 году к кружку римских платоников присоединился Порфирий, став учеником и самым близким другом Плотина. Порфирий (232‒305) родился в г. Тире, его имя, данное ему при рождении, – Малх (от сир. malka, «царь»). До встречи с Плотином он слушал общеобразовательный курс в Афинах у ритора Дионисия Кассия Лонгина, который изменил имя своего ученика на греческий лад – Πορφύριος («царственный»); Амелий позднее называл Порфирия «Царь» (Βασιλεύς – «Жизнь Плотина», 17). У Плотина Порфирий учился около шести лет, затем, по совету учителя, покинул Рим и отправился на Сицилию, чтобы излечиться от депрессии. Через несколько лет после смерти Плотина Порфирий продолжил дело учителя, возобновив преподавание неоплатонизма в Риме, в 304 г. он издал все сочинения Плотина в систематическом порядке, которое известно как «Эннеады».

На занятиях Плотин не придерживался заранее составленного плана, предпочитая свободные дискуссии, ведь его целью было обратить занимавшихся к самостоятельному исследованию, а не сообщить философские догмы. Из-за этого Амелию, привыкшему к систематическому обучению, занятия Плотина казались беспорядочными и полными болтовни. Большую часть времени Плотин посвящал беседам с учениками, убеждая и стараясь разрешить их сомнения. Однажды Плотин три дня объяснял Порфирию, каким образом душа связана с телом («Жизнь Плотина», 13). Как платоник Плотин был убежден, что подлинное знание достигается только через самопознание, потому что знание уже заключено в нашей душе и неразрывно связано с добродетелью. Именно в личной беседе в наибольшей мере Плотин проявлял свои выдающиеся способности оратора и мыслителя.

В школе читали не только тексты Платона, но и платоников (Аттика, Крония, Севера, Гая), перипатетиков (Александра Афродисийского, Аспасия, Адраста), неопифагорейцев («Жизнь Плотина», 14). По-видимому, обсуждались и наиболее значимые религиозные учения и сочинения: сам Плотин пишет против гностиков, просит Порфирия написать критический разбор книги Зороастра (Там же, 16).

Плотин не придерживался буквального прочтения, но всегда предлагал свое собственное оригинальное толкование. Им не было выработано никакой последовательной схемы преподавания, которая предполагала бы определенный порядок чтения авторитетных текстом, а также способ их интерпретации. Из-за того, что Плотин преподавал в Риме, а не в Афинах или Александрии – основных философских центрах того времени – некоторые исследователи отказывают кружку Плотина в статусе философской школы как образовательного института и даже называют Плотина аутсайдером [O’Meara 2010, p. 301‒302]. Другие исследователи, подчеркивают, что деятельность Плотина обеспечила платоническую философию фундаментальными идеями, без которых позднеантичный платонизм не был бы возможен [Шичалин, 2000, с. 265].

Кружок римских платоников распался еще при жизни Плотина. В 268 г. отправился на Сицилию Порфирий, в 269 г. в Апамею уезжает Амелий, и там, по-видимому, основывает свою школу. В том же году Рим покидает сам Плотин. Хронология этих событий позволяет предположить, что школа Плотина была достаточно тесно связана с имп. Галлиеном, поскольку фактически прекратила свое существование после его убийства в 268 году [Бугай, 2014, с. 172].

В 268‒269 годах в Риме свирепствовала чума, слуги Плотина умерли, а сам он заболел тяжелой болезнью, называемой «собачьим удушьем». Хотя симптомы заболевания достаточно подробно описаны у Порфирия (Плотин охрип, потерял ясность и благозвучность голоса, взгляд помутнел, руки и ноги покрылись язвами), под их описание подходит достаточно большой спектр заболеваний, от ангины до проказы. Друзья и знакомые стали избегать встреч с Плотином из-за его привычки обнимать и целовать пришедшего к нему. Плотин перебирается в Кампанию в имение своего уже умершего друга Зета, которое располагалось недалеко от Минтурн. Его лечащий врач и друг Евстохий жил неподалеку в Путиолах, он единственный, кто посещал Плотина вплоть до его смерти. Последними словами Плотина были: «старайтесь возвести бога, присутствующего в вас, к божественному во всем» («Жизнь Плотина», 2). Их можно интерпретировать по-разному, поскольку рукописи дают разночтения, например, Швицер видит в них увещевание Плотина, обращенное не только к Евстохию и своим ученикам, но ко всем людям вообще [Henry, 1953, p. 113–130; Schwyzer, 1976, S. 85–97; Бугай, 2014, с. 166‒167]. В тот момент, когда Плотин испустил дух, змея выползла из-под его ложа и скрылась в щели стены.

Автор: Волкова Н.П.