Найти в Дзене
РР-Новости

Политический узел Казахстана

Республика Казахстан остается в центре международной и региональной политики. В политическом и экономическом пространстве республики пересекаются интересы целого ряда стран, которые ведут сотрудничество между собой, но то же время ведут борьбу за влияние в стране. Российская Федерация, Турция, Китайская Народная Республика представляют триумвират ключевых партнеров казахстанского государства.

Подробнее читайте на сайте "Регионы России"

Республика Казахстан остается в центре международной и региональной политики. В политическом и экономическом пространстве республики пересекаются интересы целого ряда стран, которые ведут сотрудничество между собой, но то же время ведут борьбу за влияние в стране. Российская Федерация, Турция, Китайская Народная Республика представляют триумвират ключевых партнеров казахстанского государства.

Первый президент республики Нурсултан Абишевич Назарбаев смог создать базис нынешней страны на пересечении Европы и Азии. Нефтедобывающая экономика постепенно дополняется другими видами экономической деятельности среднего и малого бизнеса государственного и частного характера. Казахстан при нем стал площадкой для многомиллиардных проектов и инвестиций Китая, России и Турции, а также международным хабом для глобальных международных экономических инициатив, таких как китайский «Новый Шелковый путь».

В целом, вклад в государственность и успешность Нурсултана Назарбаева сложно недооценить, но как это исторически бывает в странах Азии, власть и ресурсы постепенно скапливаются в руках семьи и окружения правителя. И чтобы не вызвать излишнего недовольства, Назарбаев ушел с поста президента в 2019 году, хотя и остался «отцом нации» Елбасы с широкими полномочиями.

Его память увековечена, однако, постепенно из-за внутренних политических противоречий действующий глава государства уходит от прошлого страны, которое неотрывно связано с Назарбаевым. Одним из признаков этого является то, что Токаев поддержал предложение депутатов местного парламента переименовать столицу Казахстана из Нурсултана в Астану. При этом, пояснил он, Токаев считает историческим фактом решающую роль Назарбаева в укреплении современной государственности Казахстана и становлении столицы. И другие многочисленные объекты, названные в честь Елбасы, останутся без изменений. Ранее столица уже была Астаной, но в 2019 году по инициативе Касым-Жомарта Токаева была переименована в честь первого президента.
В январе после беспорядков в стране 2022 года жители Астаны запустили сбор подписей за возвращение городу старого названия, но тогда инициатива не прошла. Подобная чехарда свидетельствует о системном кризисе во властных кругах политической власти Казахстана, страна не может определиться, как ей отказаться от прошлых провалов и оставить только успехи. И уже потом с этим многолетним багажом, накопленным за почти 32 года независимости с момента распада Советского Союза, идти дальше в новое будущие. Однако, процессу выработки новой политической и экономической стратегии развития страны препятствует столкновение внешних интересов иностранных акторов. России, Китаю и Турции необходим стабильный Казахстан, чего нельзя сказать о европейских и американских партнерах.

На данный момент объективная реальность на стороне местных противников, а также внешних врагов и конкурентов России. Казахстан слишком важен как плацдарм для противостояния одновременно и с ней, и с Китаем, чтобы его оставили в покое, а Москва занята в конфликте на Украине и вряд ли будет воевать на два фронта. События января 2022 года, когда по всему Казахстану прокатилась волна беспорядков, а старая столица страны Алматы была охвачена столкновениям представителей силовых служб государства с незаконными вооруженными формированиями. Расследования тех событий еще продолжается, но всем очевидно, что поддержку местным зачинщикам беспорядков оказывали иностранные силы, которым не выгоден сильный и развивающийся Казахстан, и тем более стабильность и безопасность у границ России и Китая.

Между тем в 2022 году международные конфликты, в которых задействованы главные экономические партнеры Казахстана в лице Москвы и Пекина, сделали Нур-Султан одним из главных выгодоприобретателей от текущих событий. Страна удерживает дипломатический нейтралитет и становится основным посредником для строящегося ускоренными темпами российского параллельного импорта и переправляет на себе тот поток товаров и услуг, который до недавнего времени шел из Китая через территорию России в страны Европейского союза.

Если Казахстанскому государству удастся понять куда, как и с кем, она дальше будет идти, и у политического руководства страны хватит политической воли сделать решительный и уверенный выбор, то после краткосрочного кризиса Казахстану удастся выйти на путь успеха. В противном случае страна останется местом конкурентной борьбы международных акторов, и ее будет бросать из одного в другое поле иностранного внешнего влияния, так как ее будут регулярно превращать в площадку революционной нестабильности. Конституционные реформы страны, которые планирует реализовывать президент Токаев, возможно, определят будущее страны, однако, об этом можно будет однозначно говорить только после долгосрочного наблюдения за процессами в стране и вокруг нее.