Ал-Джувайнӣ, ʼАбӯ ал-Маʻа̄лӣ ʻАбдулмалик (февраль 1028‒20.08.1085) – мусульманский богослов, правовед шафиитского мазхаба, представитель ашаритской школы калама. Родился в нишапурском селении Буштаникан и, по достижении совершеннолетия, перебрался в Багдад. Около 1058 ал-Джувайнӣ на несколько лет покидает столицу и обосновывается в Хиджазе, где преподает богословские дисциплины в окрестностях Мекки; в этот период он получает почетный титул «Имам двух Запретных Городов» (ʼима̄м ал-х̣арамайн). Лояльное отношение Сельджукидов – и, в частности, Низ̣а̄м ал-Мулка (ум. 1092) – к теологам-ашаритам позволило ал-Джувайнӣ вернуться в родной Нишапур и продолжить там свою литературную и педагогическую деятельность. Ал-Джувайнӣ считается автором нескольких десятков сочинений, посвященных различным вопросам философии калама и правоведения, из них до настоящего времени дошли двадцать три трактата. Философско-богословская школа ал-Джувайнӣ объединяла ряд интеллектуалов Нишапура, одним из которых был ʼАбӯ Х̣а̄мид ал-Г̣аза̄лӣ.
В целом развивая концепцию ал-Ба̄к̣илла̄нӣ, ал-Джувайнӣ в то же время выступает с критикой отдельных его идей. Возвращаясь к теории модусов (ах̣ва̄л) ʼАбӯ Ха̄шима ал-Джубба̄ʼӣ, он во многом переосмысливает ее: модус – атрибут сущего, не зависящий от атрибута «существование» (вуджӯд), – является основанием любой явленной вовне характеристики вещи, медиативной категорией, связывающий вещь и ее феномен. Так, модус «жизненность» обусловлен самим смыслом слова «жизнь», пребывающим в той или иной живой субстанции, а модус «пространственности» тела – самостью тела; в соответствии с двумя приведенными иллюстрациями ал-Джувайнӣ отличал «обусловленный», возникший благодаря смыслу модус (х̣а̄л йуʻаллал) от «необусловленного» модуса (х̣а̄л ла̄ йуʻаллал), присущего самости как таковой. Сами модусы богослов отказывался называть «существующими» или, напротив, «небытийствующими» – в отличие от всегда существующей вещи (шайʼ).
В философии имени ал-Джувайнӣ постулирует указующую функцию словесного выражения имен и тождественность их смыслов сущности вещей. В антропологии он возвращается к фаталистической парадигме ал-Ашʻарӣ: сотворенные Богом человеческие воля (ʼира̄да) или могущество (к̣удра), существующие одно мгновение времени, не могут влиять на сущность созданного Богом и присваиваемого человеком деяния. Исходя из этого, ал-Джувайнӣ учил о невозможности продуцирования человеком как «естественных» акциденций (таких как цвет или вкус), так и опосредованных (мутаваллида) деяний, подлежащих правовой оценке. Согласно атомистической натурфилософии ал-Джувайнӣ «единичная субстанция» (джавхар фард) не имеет формы и, как следствие, может быть создана в отрыве от других атомов.
Автор: Нофал Ф.О.