«Самым кризисным периодом для семейной жизни являются первые 5 – 10 лет»
Открывая заседание, председатель Комитета Светлана Захарова отметила, что проблема роста количества разводов актуальна во всем мире. «Мы ведь говорим не только, что у нас разводятся и не хотят жить вместе два взрослых человека, но встает вопрос о детях – как будет проходить их воспитание после развода», – заявила она.
С основным докладом выступил заместитель начальника Управления ЗАГС Кабинета Министров РТ Ренат Ахметзянов. Он привел статистику, согласно которой в республике за семь месяцев зарегистрировано 8,1 тыс. актов о расторжении брака, что на 5,5% ниже аналогичного периода 2021 года.
Зафиксировано 12,8 тыс. браков, что на 7 пар больше, чем за такой же период прошлого года. «Рост составил 40%. Это объясняется в значительной степени антиковидными ограничениями, которые были в 2020 – 2021 годах», – уточнил докладчик.
По словам замначальника управления, самым кризисным периодом для семейной жизни, как правило, являются первые 5 – 10 лет брака. Именно на этот период в прошлом году пришлось более 60% разводов. Самое большое число расторгающих брак мужчин (18%) и женщин (39%) находятся в возрастной группе 30 – 39 лет, подчеркнул он.
«Основными причинами расторжения брака по экспертным оценкам являются непонимание, супружеская измена, неудовлетворительное материальное положение семьи. Но зачастую такие решения принимаются и спонтанно, как говорится, на эмоциях. Поэтому важное значение здесь имеет применение разного рода примирительных процедур», – заметил Ахметзянов.
«Возможности органов ЗАГС по-прежнему очень ограничены»
В Татарстане самое большое количество заочных решений судов о разводах за семь месяцев этого года зафиксировано в Муслюмовском, Арском, Бавлинском районах. Это более 50% всех судебных решений, сообщил Ахметзянов.
«Значительное количество решений судов о расторжении брака принимается в Татарстане заочно.
Но в Агрызском, Алькеевском, Дрожжановском, Кайбицком, Камско-Устьинском районах судами за указанный период не вынесено ни одного заочного решения», – сказал докладчик.
Ахметзянов уточнил, что в Татарстане за семь месяцев этого года 6,5 тыс. разводов зарегистрировано по решению судов, что составляет 80% от их общего числа. В Алькеевском и Атнинском районах этот показатель равен 100%.
«Необходимо признать, что возможности органов ЗАГС, связанные с оптимизацией динамики разводов по-прежнему ограничены. Анализ ведомственной статистики показал, что в прошлом году 11,7 тыс. расторжений браков были зарегистрированы органами ЗАГС по решениям судов, что составляет 79% от их общего числа. В Аксубаевском районе этот показатель составил 100%», – констатировал замначальника управления.
По его словам, согласно Семейному кодексу России именно суд вправе принимать меры к примирению супругов. «Поэтому совершенствование механизма расторжения брака, возможно, обязательное применение процедуры медиации – досудебного примирения – выступает одной из актуальных задач», – подчеркнул докладчик.
Основной акцент, по мнению Ахметзянова, должен быть сделан на работе с семьями, имеющими «потенциал длительного сохранения брачных уз» и ориентированных на рождение детей.
«Учитывая, что основной функционал сотрудников органов ЗАГС связан с юридическими вопросами, наверное, назрела необходимость поставить вопрос об определении какого-то самостоятельного центра ответственности за реализацию семейной политики», – резюмировал он.
«У нас скоро разводов будет мало, потому что браков станет меньше»
При обсуждении проблемы разводов депутаты и представители ведомств сошлись во мнении, что для сохранения семьи необходимо ввести процедуру медиации.
«Медиация или досудебное примирение – очень актуальный вопрос. На наш взгляд, надо на законодательном уровне прописать, что когда встает вопрос о расторжении брака, обязательно нужно привлекать, может, даже по решению суда, медиатора, который бы дал свое заключение. Если бы это было закреплено законодательно, было бы очень хорошо», – предложил зампредседателя Верховного суда РТ Айдар Галиакберов.
«Согласна. Это более 30% успешного результата, вплоть до полного примирения сторон. На наших приемах мы рекомендуем пройти процедуру медиации. В Татарстане это можно сделать бесплатно. На федеральном уровне выступили с инициативой об обязательном прохождении медиации в досудебном порядке. Пока она не поддержана, поэтому, возможно, мы предусмотрим это в Татарстане. Сделаем пилотный проект, покажем положительный пример, чтобы потом этот опыт распространить на федеральном уровне», – поддержала детский омбудсмен Татарстана Ирина Волынец.
«У нас скоро разводов будет мало, потому что браков станет меньше. На самом деле молодежь не торопится жениться, не говоря уже о том, чтобы заводить детей. Женщины говорят, что до 35-ти лет даже думать не будут о детях, хотя понимают, что репродуктивный возраст тоже небезграничен», – подчеркнула замминистра образования и науки Алсу Асадуллина.
По ее мнению, в школах обязательно должен быть введен курс по семьеведению, но в интересной для детей форме.
«Это необходимо преподавать и в колледжах, и вузах, потому что студенты – это потенциальные брачующиеся. И самый большой пробел, на мой взгляд, – отсутствие полового, сексуального воспитания в школе. То есть у нас нет ресурса, специалистов и программ, чтобы это правильно, грамотно преподавать», – сказала она.
Ренат Ахметзянов добавил, что татарстанский ЗАГС планирует реализовать проект совместно с медицинской организацией, касающийся прохождения углубленного обследования будущими супругами с акцентом на репродуктивный аспект.
«В работе интересный проект на уровне обсуждения. Мы сейчас выходим на соглашение. Речь идет о негосударственной медицинской организации. Пока рано говорить о каких-то очертаниях проекта, но он очень интересный и перспективный. Будем надеться, что удастся его реализовать до конца текущего года», – сообщил он.
«Ежегодно фиксируется потребление подростками газа, в том числе с летальным исходом»
На заседании депутаты комитета по соцполитике также рассмотрели и одобрили законопроект, запрещающий продажу несовершеннолетним безалкогольных тонизирующих напитков и товаров, содержащих сжиженный углеводородный газ.
«Первое предложение о разработке законопроекта поступило от уполномоченного по правам ребенка в Татарстане Ирины Волынец еще в конце прошлого года. Были долгие совещания, прорабатывали документ совместно с прокуратурой. Вопросы в основном касались продажи несовершеннолетними энергетиков. В ходе обсуждения от коллег-депутатов и прокуратуры поступили предложения по зажигалкам», – сказала перед обсуждением законопроекта Светлана Захарова.
Затем она передала слово начальнику отдела за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи прокуратуры РТ Александру Цехановичу. Он рассказал, что среди подростков в настоящее время распространено и такое явление, как сниффинг. То есть состояние токсического опьянения достигается путем вдыхания углеводородных сжиженных газов. Они входят в состав некоторых товаров хозяйственно-бытового назначения. Например, используются в баллончиках для заправки зажигалок или самих зажигалках.
Цеханович заметил, что портативные газовые зажигалки и баллоны для их заправки находятся в свободном обороте и по достаточно низкой цене. «Любой несовершеннолетний, узнавший о таком способе испытать токсическое опьянение и желающий это попробовать, может нанести своему организму непоправимый вред. Указанные вещества при вдыхании могут вызвать аритмию и остановку сердца», – подчеркнул он.
По его словам, в республике правоохранительными органами и медицинскими организациями ежегодно фиксируются факты потребления подростками газа, в том числе с летальным исходом.
Ирина Волынец добавила, что по данным соцопроса, проведенного Минздравом России, 63% респондентов поддержали установление запрета на розничную продажу несовершеннолетним безалкогольных энергетиков. В опросе приняли участие 2 тыс. человек. «НИИ детского питания также поддержал нашу инициативу», – отметила детский омбудсмен.
Энергетические напитки опасны для здоровья человека тем, что концентрация кофеина, сахара, витаминов, аминокислот и веществ растительного происхождения в них выше, чем в обычных продуктах или в растениях. Все это может привести к необратимым изменениям в центральной нервной системе ребенка, пояснила Волынец.
«Норма правильная, но не окажется ли она декларативной с точки зрения исполнения?»
При рассмотрении законопроекта депутат Алексей Созинов поинтересовался, кто будет контролировать исполнение норм закона.
«Зажигалки продаются в любом киоске. Как будет обеспечен контроль? На мой взгляд, норма правильная, но не окажется ли она декларативной с точки зрения исполнения?» – спросил он.
«Такая практика есть. Можно сравнить с реализацией табачной продукции и алкоголя, когда необходим документ, удостоверяющий личность», – ответил ему Цеханович.
«В плане контроля функция возлагается на муниципалитеты. Обратились к законодателям всех субъектов ПФО, особенно к тем, где такой закон принят. Наши коллеги говорят, что есть положительный результат», – добавила Светлана Захарова. Она также отметила, что 13 сентября прошло заседание Комитета по законности и правопорядку, на котором озвучили, что Минэкономики дало отрицательный отзыв на законопроект.
«Я хочу журналистам сказать: “Отзыв не отрицательный”. Они тоже поднимали вопрос, как будет проходить контроль и реализация. Мы ограничиваем продажу только несовершеннолетним так же, как и пиво. В магазинах же просят предоставить документ, подтверждающий, что покупатель уже совершеннолетний», – пояснила парламентарий.
Присутствующий в зале зампредседателя Комитета по законности и правопорядку Александр Чубаров уточнил, что заключение Минэкономики в первую очередь направлено на защиту предпринимателей.
«Я не просто так пришел на ваше заседание. Мы вчера активно рассматривали этот вопрос, – заявил он. – По мнению Минэкономики РТ, количество реализованной продукции у предпринимателей будет уменьшаться, поэтому встал этот вопрос. Но депутаты нашего комитета единогласно поддержали законопроект. Контроль будет тот же самый. Просто к должностным лицам добавится контроль над продажей данных товаров», – сказал он.
Чубаров убежден, что коллапса в торговле не будет из-за того, что несовершеннолетним не будут продавать зажигалки или баллончики для их заправки, а также энергетики.
В завершение Светлана Захарова предложила Минобрнауки разработать цикл лекций для детей и родителей о последствиях, к которым приводит употребление этих товаров.
Фото на анонсе: minzdrav.med04.ru