Найти в Дзене

Учимся сочинять музыку: начинаем с самого простого

Первые попытки писать музыку можно попытаться предпринять, спустя год-два после начала обучения в музыкальной школе, когда вы уже получили хоть какие-то азы музыкальной грамоты. В помощь обычно служит нотная тетрадь и клавиши. Итак, мы берëм:

1. Тональность с наименьшим количеством знаков при ключе(например, до-мажор, ля-минор) 

2. Наименьшую по объëму музыкальную форму (ею считается период, для начала можно взять 8-16 тактов) 

3. Самый простой размер (2/4, 3/4 или 4/4) 

4. Всем известный жанр в музыке (это может быть: марш 4/4, вальс 3/4, или полька 2/4) 

Берëм нотную тетрадь, и расчерчиваем еë: на две строчки (для правой и левой руки), и 8 тактов (для начала). Затем выбираем себе любой жанр, перечисленный в пункте 4 (а если есть время и желание, можно использовать хоть все три - в разных сочинениях). 

Затем делаем цифровку: подписываем под тактами гармонию по выбранной тональности (как в мажоре, так и в миноре, по тактам):

1 - трезвучие 1 ступени

2 - трезвучие 1 ступени

3 - трезвучие 4 ступени

4 - трезвучие 1 ступени

5 - трезвучие 1 ступени

6 - трезвучие 4 ступени

7 - трезвучие 5 ступени

8 - трезвучие 1 ступени

Затем, на первой доле каждого такта подписываем ноту той самой ступени, на которой строится трезвучие данного такта. 

Заполняем оставшееся место нотами, которые есть в гамме данной тональности. Никаких диезов и бемолей, если, конечно их нет при ключе. 

Какие варианты длительностей для заполнения могут быть:

1. Одними четвертями

2. Одними восьмыми

3. Используя рисунок содержащий четверть с точкой и восьмую. Если у вас размер 4/4, то таких рисунка в одном такте может быть два

4. Смешанный вариант, однако один из вышеперечисленных трëх желательно иметь, как основополагающий. 

Важно: (!!!) последний такт не трогаем. Это "точка", поставленная на тонике. 

Аккомпанемент для левой руки:

1. Для марша - трезвучие, соответствующее цифровке на каждой четверти (проще говоря, тумс, тумс, тумс, тумс). 

2. Для польки на 2/4 восьмыми нотами: первая и третья восьмушка - это бас, соответствующий цифровке, вторая и четвëртая - 3 и 5 ступени того же аккорда (проще говоря, бум-ца, бум-ца) 

3. Для вальса: первая четверть - это бас, соответствующий цифровке, вторые две четверти - это 3 и 5 ступень того же аккорда (проще говоря, бум-ца-ца) 

Если вы это всë проделали, и вам стало скучно, то поменяйте местами правую и левую руку, выпишите это и сыграйте, чтоб мелодия оказалась в басу. Если произойдëт столкновение двух рук - опустите басовую партию на октаву ниже. 

Если хочется чего-то ещë, то начинайте каждый такт с терцовой ступени той гармонии, которая звучит в данном такте. Но при этом последний такт мы так же не трогаем. 

Успехов в начинаниях!!!