Найти тему
Афанасий-бизнес

То ли люди, то ли куклы: как рождаются, живут и куда уходят рукотворные артисты театра кукол Твери

Текст и фото: Мария Ботвинкина

За почти восемьдесят лет своего существования Тверской театр кукол представил зрителям более трехсот спектаклей — от «Машеньки и Медведя» и «Морозко» для малышей до «взрослых» «Варьете» и «Фрида.Memoria». Наверное, практически все горожане в свое время побывали в сказочном театральном царстве и видели, как куклы оживают на сцене и рассказывают зрителям свои истории. Но вот возможность познакомиться с куклами поближе — в прямом смысле слова — выпадает не так часто.

Зритель видит на сцене движущиеся фигуры и воспринимает их как единое целое с актером, но редко может рассмотреть театральных кукол в подробностях как предмет искусства. Такой шанс предоставляется посетителям выставки «Сказки в лукошке», которая открылась на днях в музейно-выставочном центре имени Л. Чайкиной Тверского областного дома народного творчества.

На выставке представлены около 40 кукол из различных спектаклей Тверского театра кукол, которые шли на его сцене с 1990-х годов и до настоящего времени, можно познакомиться с персонажами из таких известных постановок, как «Иван-Царевич и Серый Волк», «Морозко», «По щучьему велению», «Принцесса и Свинопас», «Веселый концерт», «Ромео и Джульетта», «Варьете» и другими. Но здесь они — не актеры, а музейные экспонаты.

На открытии выставки представители Тверского театра кукол и Тверского областного дома народного творчества рассказали, как куклы появляются на свет, чем живут и куда уходят.

-2

Такие разные куклы

В спектаклях театра кукол используются совершенно разные куклы. Ширмовые — которыми управляет актер, стоящий за ширмой. Гапитно-тростевые — двигающиеся благодаря тростям в руках актера, ведущим к кукле. Марионетки, маски, ростовые… Все зависит от замысла режиссера. И с каждым видом кукол умеют взаимодействовать актеры театра.

Будущих рукотворных актеров делают непосредственно в самом Тверском театре кукол: как рассказала заведующая отделом по работе со зрителем Екатерина Назолина, здесь есть конструкторский цех, художники-бутафоры, швеи, гримеры-постижеры — целая команда, которая создает кукол и все необходимое для волшебной атмосферы спектакля. При этом работы у них всегда хватает: ведь в театре нельзя использовать одну и ту же куклу в нескольких спектаклях, для каждой постановки создаются уникальные куклы и декорации. Неслучайно общая численность коллектива театра кукол, в который входит 16 актеров, — 65 человек.

-3

От цеха до сцены

Конечно, жизнь в театральных кукол вдыхают именно актеры. Вот уже почти 48 лет этим благодарным делом занимается актриса Тверского театра кукол Надежда Ицкович. Ее пригласил работать в театре после окончания Тверского культпросветучилища главный режиссер Александр Миронович Ильвовский, и с тех пор ее судьба связана с театром и его куклами. Кстати, первой ролью 19-летней Надежды была роль бабушки. А в этом сезоне Надежда Анатольевна будет играть одну из сестер в «Аленьком цветочке», Кая и королеву в «Снежной королеве», занята она и в других спектаклях.

-4

Как рассказывает Надежда Ицкович, актеры, как правило, изначально присутствуют при создании каждой куклы, с которой им предстоит работать — ведь это похоже на рождение ребенка. Иногда персонаж рождается в муках, куда же без этого. «Когда начинаешь работать с любой куклой, сначала это всегда сложно. Нужно приспособиться к ней, чтобы рука привыкла», — поясняет актриса.

Но оно того стоит: на выставке Надежда Анатольевна с любовью рассказывает о тех куклах, с которыми ей довелось работать. Это и Мамка из спектакля «По щучьему веленью», и Баба-Яга из «Веселого концерта», вместе с которой актриса с удовольствием позирует перед фотоаппаратом. Но самая любимая — Пашенька из «Морозко».

«Прелесть, какие чудесные куклы, какая механика, какие они удобные. Какой сам спектакль красивый и атмосферный, настоящая сказка», — рассказывает актриса.

-5

Куда уходят куклы

Увы, жизнь театральных спектаклей не бесконечна.

Некоторые спектакли могут отложить: как описала этот момент Екатерина Назолина, «какое-то время спектакли отдыхают». Обычно это происходит, когда поколение ребят, уже видевшее эту постановку, становится взрослым, а новые зрители еще не подросли. Тогда спектакль через некоторое время может вернуться в репертуар.

Но рано или поздно куклы уходят со сцены — когда спектакль списывают. Если они не попали в музей в театре, то с ними приходится расставаться навсегда. Актриса Надежда Ицкевич описала отношение актеров к этому моменту коротко и емко: «Нож по сердцу».

-6

Однако иногда спектаклям и куклам везет, как повезло персонажам постановки «Серебряное копытце» 1977 года, который списали в 1990-х годах. Об этой истории рассказала старший научный сотрудник Тверского областного дома народного творчества Варвара Ложкина, которая работала над созданием выставки.

«В нашем музейно-выставочном центре есть музейное собрание. Мы собираем и куклы, и другие предметы различных жанров декоративно-прикладного творчества. И мы взяли к себе практические весь спектакль — кроме декораций. Все его главные персонажи оказались у нас. И сейчас они работают в нашем центре как экспонаты. Ведь спектакль того времени — это и историческая веха, можно узнать, какими куклы были тогда, и увидеть детали, на которые никогда не обращали внимания», — говорит Варвара Ложкина, показывая «приметы времени» на куклах из «Серебряного копытца».
#PROPS_NEWS_200218#
Если внимательно рассмотреть их, то можно найти очень знакомые детали.

«Можно обратить внимание на смекалистость художников, которые работают над куклами. Вот волшебный олень, Серебряное копытце, у него на теле как будто морозный узор. И как же он сделан? Если приглядеться, мы увидим: это обычная занавеска с прорезным рисунком, такие висели у многих дома. То есть простая занавеска стала предметом декора для куклы. А у Даренки в костюме — элементы от серого синтетического платка с кистями, такие тоже многие носили. Но здесь он пригодился и работает в создании образа. Меня это восхищает: найти из чего и как сделать, чтобы это смотрелось великолепно. Ведь кукла должна быть видна издалека и должна привлекать внимание ребенка — и все эти детали помогают этого добиться», — рассказывает Варвара Ложкина.

-7

Куклы как предметы искусства

Немалую часть экспозиции «Сказки в лукошке» составили куклы из спектаклей, которые в данный момент не идут в театре кукол. Варвара Ложкина рассказывает: на выставке им пришлось играть совсем другую роль — быть не актерами, а музейными экспонатами.

«Здесь куклы выступают как экспонаты, предметы, несущие какую-то историю. И в этом заключалась сложность подготовки выставки. Куклы на сцене театра живут своей особой жизнью: с ними работают актеры, придающие движение и дающие голос персонажам, свет, декорации… На сцене мы, как правило, видим персонажа только с той стороны, с которой нам его показывают. А на выставке мы можем показать его по-другому, не так, как его привык видеть зритель. От персонажа ничто не отвлекает, и его можно рассмотреть как предмет искусства, каким он здесь и является. И он больше приковывает внимание своей собственной значимостью», — объясняет Варвара Ложкина.

***
Создатели выставки «Сказки в лукошке» уверены, что побывать на ней будет интересно и детям, которые встретятся здесь со сказкой, и взрослым, для которых экспозиция станет возможностью не только познакомиться с мастерством создателей кукол, но и вспомнить собственное детство. Сделать это можно будет до 15 октября.

-8