Найти тему
Объятия Отча

"А вот не верю!"

Архимандрит Савва Мажуко на телеканале "Союз" не перестаёт удивлять телезрителей своими необычными высказываниями, которые порой нелегко принять сразу. Но потом только начинаешь понимать, что он был прав. И в последней передаче "Свет невечерний" архимандрит не изменил своему обычаю.

Право на сомнение

Нас нередко упрекают в том, что мы рассказываем небылицы, учим подрастающее поколение не правде, а разным чудесным сказкам. Имеется в виду рассказы о чудесах святых.

Например, как святитель плыл на своей мантии по реке. Как преподобный Серафим из рук медведя кормил. Когда рассказываем про такие чудеса в воскресной школе, многие взрослые выражают недовольство. "Вы должны просвещать детей, а не байками тешить!"

Тут надо знать, как правильно реагировать на критику вообще и на подобное неверие в частности.

Есть такой сборник "Золотая легенда" написанный Яковом Ворагинским ещё в 13 веке, где автор описывает жития святых, в том числе русских.

Тогда раскол ещё не чувствовался. Автор рассказывает о том, как апостол Андрей Первозванный отправился по жребию в Скифию, а апостол Матфей - в Моргундию.

Где эта страна, я не знаю, и почему она так называется. Может быть, там все жители много моргали. Но это слово теперь запомнилось мне и заставляет улыбнуться, раскрашивая осенний день.

Можно посмотреть в исторических справочниках, где такой регион. Но важно то, что жители этой страны оказались негостеприимными и даже выкололи апостолу Матфею глаза.

Ангел явился святому Андрею Первозванному и велел идти спасать своего друга. Андрей возразил, что не знает дороги туда. Ангел же ответил, что на реке он увидит лодку, и она отвезёт его, куда надо. Апостол так и сделал, нашёл Матфея и долго плакал над его бедой.

Потом оба они помолились, и Господь вернул Матфею зрение. После этого апостол Матфей просветил Моргундию.

И вот автор жития вдруг восклицает : да быть такого не может! Неужели Господь не мог исцелить Матфея, обязательно надо было Андрея выписывать?!

Мы должны понимать, для кого это писалось, и какие то элементы не стоит воспринимать буквально. Автор допускает, что некоторые вещи мы не должны сразу принимать на веру, а можем подвергать сомнению. Но сомнение это благоговейное, с достоинством людей церковных.

Потому что, придя в Церковь, мы не подписывали бумагу о том, что надо верить абсолютно всем книжкам. Ведь нередко в книгах допускаются искажения событий, вкрадываются разного рода суеверия, которые потом тщательно вычищаются.

Поэтому сомнение законно. И при этом сомнение церковного человека отличается от критики неверующего благоговением. Вообще все, что мы делаем в Церкви, вся наша деятельность должна быть проникнута благоговением. Даже если я сомневаюсь, я не имею права себе позволить дерзкие кощунственные высказывания в адрес святых или тех, кто писал их жития.

Нужно очень внимательно относиться к тому, что происходит в сердце. Пусть даже рассказ этот был искажен, но в Церкви мы имеем дело со святыней. Если даже критикуем своего брата по вере, регента или служителя, фундамент должен быть - благоговение.

Мы можем себе позволить разумную критику или сомнение, но не можем позволить грубость, кощунство. Потому что в основе у нас лежит благоговейное уважение к святыни.

Мира всем и спасения!

Ещё интересная статья :

https://dzen.ru/media/id/5fe8b6be5a3fef182b1c31e7/pochemu-gospod-takoe-popuskaet-63208dea9e9593628dcb95ff