Есть такой замечательный фильм — «Мы живём на Шпицбергене». Мы захотели разузнать об авторе фильма и о его отношении к Шпицбергену. И вот, что мы узнали: человек, который снимал этот фильм - Александр Иванович Наумкин - потомственный полярник и житель Шпицбергена. Его отец Иван Наумкин был управляющим треста в в годы Второй мировой войны. Он занимался эвакуацией посёлка, а его супруга родила сына Александра прямо на корабле Empress of Canada во время этой самой эвакуации. Иван Фёдорович был в составе первых 12 людей, вернувшихся в 1946 г. в разбомбленный Баренцбург и занимался его восстановлением. А его сын Александр с молодой супругой, в итоге, приехал в Пирамиду работать и снял этот фильм.
Александр Иванович Наумкин трудится в тресте «Арктикуголь» больше 40 лет. Его отец, Иван Федорович Наумкин, был назначен управляющим трестом перед войной, в 1940 г., и организовывал эвакуацию советских горняков в Архангельск. Для Александра Ивановича Шпицберген стал делом всей жизни. Вместе с семьей он 10 лет прожил в поселке Пирамида. Сейчас он работает в тресте ведущим инженером по транспорту и занимается отправкой грузов на архипелаг. 27 сентября 2016 г. Александру Ивановичу исполнилось 75 лет.
– Когда вы впервые попали на Шпицберген?
– В 1946 году моего отца командировали на Шпицберген управляющим трестом для восстановления рудников, разрушенных за годы войны. С ним на архипелаг приехали я, брат Юра и наша мать Татьяна Никифоровна. Мне было шесть лет, а брат был совсем маленьким. Представляю, сколько у отца было забот. На острове мать была его секретарем, стенографисткой.
– Вспоминал ли отец работу на архипелаге впоследствии?
– Мы с ним про трест не говорили. Пост управляющего он покинул в 1950 году. Я не задавал ему вопросов. Видимо, не тот был у меня возраст, чтобы об этом думать. В то время я не собирался ехать на Шпицберген. С 1960 года я служил в морском флоте.
– Кем вы служили в армии?
– Сначала был учеником в школе мичманов, потом меня распределили на эсминец «Гремящий». Я служил электриком, заведовал приборами управления корабля, сигнализацией и слаботочным оборудованием. Позже меня назначили командиром боевого поста – кормовой электростанции. Служил четыре года.
– Как вы решили вернуться на Шпицберген?
– После армии я работал электромехаником во Всесоюзном научно-исследовательском институте источников тока. В 1965 году женился. В начале 1970-х годов мы с женой Евгенией подумали, почему бы не поехать на Шпицберген. Тогда в тресте главным инженером был Николай Дмитриевич Гусев, который начинал работу на архипелаге еще в 1930-е годы. Пришли к нему, и он посоветовал ехать.
– Расскажите о ваших командировках на архипелаг.
– В первую командировку, с 1973 по 1976 год, я работал электромонтажником. Когда я приехал во второй раз, в 1979-1982 годах, из-за отсутствия электромонтажных работ меня в составе бригады привлекли к строительству людского бремсберга на горе Пирамида: отбойными молотками подготавливали ямы трехметровой глубины, которые потом заливали бетоном. В этот раз мы приехали на архипелаг с двумя детьми: сыном Павлом и дочерью Татьяной. Третья командировка была в 1986-1990 годах, я работал инженером технического отдела. Сын заканчивал школу на материке, а дочь была на Шпицбергене вместе с нами. В общей сложности мы с семьей прожили в Пирамиде 10 лет.
– Были памятные случаи?
– Был случай с медведем. Полярный день, выходной. Организовали лыжные соревнования в сторону Голубого озера. Я занимался съемкой: взял камеру, фотоаппарат. Дали старт. Вдруг возвратились наши лыжники, кричат: «Медведь идет!» Я сразу сообразил, что делать. Мы с другом Юрием Лапиным залезли на невысокую пологую лестницу с торца Дворца культуры. Ждем, когда медведь появится. Подходит медведь, все врассыпную, а он – к нашей лестнице. Нам деваться некуда, а ему добраться до нас – нечего делать. Но медведь, видимо, решил, что мы не подходим ему в пищу, и направился прямо в сторону свинарника и коровника. Позвонили в подсобное хозяйство: «Закрывайте ворота, медведь». Там подумали, что зверь идет со стороны Столовой горы, а он-то шел со стороны поселка. Пока закрывали одни ворота, медведь подошел к свинарнику. Работники как увидели его, перепугались. Тут подоспел начальник пожарной охраны Борис Иванович Сокол, начал стрелять в воздух, чтобы отпугнуть. Потом медведя отогнали вездеходом к Столовой горе.
Источник Автор Рузанна Чернакова
Рекомендуем фильм к просмотру всем, кто интересуется Арктикой и в частности Шпицбергеном. Это наша история, и её надо помнить. Фильм можно найти в интернете.