Найти в Дзене
Кино и книги

"Твой дом - тюрьма!": 3 интересных советских фильма о криминальном мире

Оглавление

Давайте заглянем в стены тюрьмы и посмотрим на ее обитателей! Тема эта в советском кинематографе особенно не муссировалась, заинтересовались ею ближе к перестройке, причем, зачастую с не самыми здоровыми намерениями: в поисках экзотики, шокирующих откровений и блатной романтики.

Я постаралась выбрать фильмы, которые можно назвать достойными по цели и исполнению, раскрывающие циничную суть преступных сообществ и жестокую непривлекательность их быта и порядков.

Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!
Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!

"Опасные друзья" 1979 г.

При первом кадре вспоминается народная тюремная песня: "По тундре, по железной дороге, где мчится поезд "Воркута-Ленинград". Поезд, действительно, мчится, только в обратную сторону и по тайге. Конвой этапирует сидельцев в места не столь отдаленные.

В одном из вагонов заключенный-первоходочник Юрий Громов рассказывает авторитету "Лорду" (он же дядя Паша, он же Мохов Павел Григорьевич) как он здесь очутился. Излагать юноша старается сурово и мужественно, поэтому большую часть истории мы позднее и подробнее узнаем из флешбеков.

Кадр из фильма "Опасные друзья". Главный герой (Лев Прыгунов) потерял и волосы, и свободу.
Кадр из фильма "Опасные друзья". Главный герой (Лев Прыгунов) потерял и волосы, и свободу.

Жил был мажор - сын научного работника из состоятельной московской семьи, получал высшее образование, любил взаимной свободной любовью девушку-красавицу. Короче, имел все, а это, иногда, опаснее, чем ничего. Когда все есть, хочется чего-нибудь такого, на самом деле ненужного.

Вот и студенту захотелось, видимо, адреналина. Встретился на пути Юры Громова харизматичный рецидивист по кличке "Сатана" и вовлек его в ограбление сберкассы. Кассу брали эффектно, со взрывом. Исполнителей пришли брать на следующий день.

Громов во время ограбления сидел за рулем, но проблем сумел отхватить по полной. Во-первых, его подельник при аресте ранил двух стражей порядка и был застрелен, чем усугубил положение сообщника. Во-вторых, получив первоначальный срок на общем режиме, нервный молодой человек рванул в побег из-за того, что ему перестала писать девушка.

Непокорного перевели досиживать на строгаче. Здесь Громов и попал под крыло криминального авторитета. Павел Григорьевич молодежь привечал и старался воспитать достойную смену.

Кадр из фильма "Опасные друзья". Павел Григорьевич Мохов, "Лорд" (Гурген Тонунц).
Кадр из фильма "Опасные друзья". Павел Григорьевич Мохов, "Лорд" (Гурген Тонунц).

"Опасные друзья" можно считать первым советским фильмом, посвященным жизни в исправительно-трудовых лагерях (не считая слишком пропагандистских "Заключенных" 1936 г. и комедийных "Джентльменов удачи" 1971 г.). Картина снималась на территории настоящего ИТЛ. Конечно , без лакировки не обошлось, но основные правила и опасности лагерной среды в ней отражены.

Как говорит русская пословица: "от сумы и от тюрьмы не зарекайся", но хорошо там себя чувствуют только такие конченые персонажи как "Лорд" и "Профессор". Остальные тоскуют по свободе даже при внешнем удальстве, как "Магадан", а уж привычный к комфортной жизни "Студент" - тем более.

Следует отметить линию противостояния между майором Калининым и капитаном Соколовым, который считает, что их дело следить за порядком и исполнением закона, а не зэков перевоспитывать. Сюжет в меру динамичный, из музыкального сопровождения запоминается замечательная песня " У беды глаза зеленые" (певец Сергей Беликов).

Прекрасный подбор актеров: мятущийся "Студент" (Лев Прыгунов), жестокий, с подкупающими манерами "Лорд" (Гурген Тонунц), хитрый "Профессор" (Афанасий Тришкин), их верная пешка - "Утюг" (Александр Январев).

В остальных ролях: Петр Вельяминов (майор Калинин), Владимир Носик (Кукушкин, "Валет"), Виктор Шульгин (капитан Соколов), Владимир Новиков ("Магадан"), Владимир Скляров ("Стос"), Наталья Гвоздикова (Таня, девушка Громова), Тамара Семина (Анна Ивановна, врач, жена Калинина), Любовь Соколова (мать Громова), Руслан Микоберидзе ("Сатана") и другие.

Почему-то сложно найти фильм полностью. Рекомендую в более-менее смотрибельном виде на Mail.ru.

"Жизнь прошла мимо" 1958 г.

В Муравушках ломают старые дома. Когда очередь дойдет до того, в котором жил рабочий-строитель Иннокентий Степанов, он прибежит попрощаться с родным гнездом. На развалинах белеет табличка: "Смирновы, Степановы". Из-под упавших бревен блестит лезвие ножа. "Колькин!"- поднимая, говорит Иннокентий.

Здесь когда-то жили две семьи и дружили соседские парни: Смирнов Колька и он, Кешка Степанов. Вместе выросли, вместе пошли по кривой дорожке, а потом по этапу валить лес. Только Кешка после первой ходки завязал, а Николай стал вором по кличке "Акула". Сильным, волевым, холодным и безжалостным.

Кадр из фильма "Жизнь прошла мимо". "Акула" на нарах, хочется добавить "как король на именинах" (песня "Фонарики").
Кадр из фильма "Жизнь прошла мимо". "Акула" на нарах, хочется добавить "как король на именинах" (песня "Фонарики").

В тот последний год "Акула" организовал побег. Бежали четверо. Кроме него самого - верный подлипала "Червяк", бывалый "Петька-артист" и проигравшийся в карты молодой заключенный.

Дошел до дома, бросая ослабевших попутчиков, только "Акула". В преданности Кешки, с помощью которого собирался разжиться поддельными документами, он не сомневался, а зря. Встреча старых друзей плавно перетекла в ссору, угрозы и сброс незваного гостя с лестницы, но это было только начало.

Кадр из фильма "Жизнь прошла мимо". Иннокентий Степанов (Юрий Саранцев) и Николай Смирнов (Григорий Гай).
Кадр из фильма "Жизнь прошла мимо". Иннокентий Степанов (Юрий Саранцев) и Николай Смирнов (Григорий Гай).

Ранняя картина режиссера Владимира Басова построена на противопоставлении темной воровской жизни и светлого, созидательного общества. Вообще в ней много антитез.

Маленький дом на окраине, где родились главные герои и живет жадная старуха Смирнова, контрастирует с высотными новостройками. Грубая, как каменная глыба, фигура "Акулы", кажется особенно мрачной рядом с легким и нежным обликом его любимой женщины. Бросается в глаза красивая и грамотная операторская работа.

Кадр из фильма "Жизнь прошла мимо". "Акула" и Нина (Лилия Толмачева).
Кадр из фильма "Жизнь прошла мимо". "Акула" и Нина (Лилия Толмачева).

В некоторых эпизодах отсутствие психологических полутонов в изображении характеров выглядит неубедительно. Например, в картине собрания актива заключенных или изображении общения начальника лагеря с контингентом чувствуется чрезмерная плакатность.

Решение "Акулы" вернуться досиживать срок после встречи с сыном тоже не очень мотивированно. В ходе предшествующих событий Николай вел себя без проблеска человечности, так что вряд ли известие о ребенке произвело бы такой перелом в сложившейся личности.

В фильме совершенно прелестна Лилия Толмачева (Нина), известная по роли мещанки Леночки из кинофильма "Шумный день". Здесь она играет женщину, разрывающуюся между ненавистью к воровской жизни и любовью к преступнику.

Кадр из фильма "Жизнь прошла мимо". Любовь зла...
Кадр из фильма "Жизнь прошла мимо". Любовь зла...

У Григория Гая (Николай Смирнов) эта работа в кино, я думаю, самая сильная. От "Акулы" веет страшной негативной силой. Еще более темная фигура - его мамаша (Елена Понсова). Как всегда мужественно выразителен в роли рабочего человека Юрий Саранцев (Иннокентий).

Многие известные актеры играют совершенно неожиданных персонажей: Глеб Стриженов ("Петька-артист"), Леонид Марков ("Червяк"), Николай Парфенов ("Рябой"). Последний, по-моему, даже неубедителен в качестве уголовника, специализирующегося на убийствах. В эпизодических ролях вы увидите много других знакомых лиц.

"Лошади в океане" 1989 г.

Режиссер ТЮЗа Михаил Николаевич Костров кому-то, незаметно для себя, перешел дорогу. Жил пожилой интеллигентный человек, любил искусство, ставил детские спектакли, и, вдруг, его обвинили во взяточничестве и получении левых доходов от распространителей билетов.

Кадр из фильма "Лошади в океане". Костров (Юрий Назаров) на сцене любимого театра. Человек за его спиной показан пару раз эпизодически, но с явным намеком, на то, что он причастен к доносу на режиссера.
Кадр из фильма "Лошади в океане". Костров (Юрий Назаров) на сцене любимого театра. Человек за его спиной показан пару раз эпизодически, но с явным намеком, на то, что он причастен к доносу на режиссера.

Инициатор дела был не особенно умен. По результатам кассации оно развалилось, хотя Костров никаких знакомств и дополнительных средств не привлекал. В общем, эта история - пример того, как самый безобидный человек может кого-то, владеющего властью и средствами, злить до умопомрачения самим фактом существования.

За время заключения Костров увидел столько, что почти позабыл о своих проблемах. Администрация тюрьмы отнеслась к нему неплохо и немолодого режиссера, перенесшего инфаркт, перевели наставником к малолеткам, по тюремному - "батей". Вскоре Костров обнаружил, что опыт работы с подростками, которым он втайне гордился, никуда не годится. В театр к нему ходили одни дети, а тут - совсем другие.

Кадр из фильма "Лошади в океане". Гриша-цыган - неграмотен, мать сидит, единственный кормилец братьев и сестер. Осужден за кражу магнитофона.
Кадр из фильма "Лошади в океане". Гриша-цыган - неграмотен, мать сидит, единственный кормилец братьев и сестер. Осужден за кражу магнитофона.

Те, что никогда не видели нормальных матерей и отцов, как Сима Журавлев, единственный вменяемый отпрыск алкоголички, не сидели за школьной партой, как цыган Гриша, не вполне психически вменяемы, как Пашка, брошенный родителями. Или другие - мажоры, выросшие в атмосфере вседозволенности.

Кадр из фильма "Лошади в океане". Пашка - брошен родителями, психопатичен, возможно душевно нездоров. Осужден за воровство, бродяжничество.
Кадр из фильма "Лошади в океане". Пашка - брошен родителями, психопатичен, возможно душевно нездоров. Осужден за воровство, бродяжничество.

Весь этот несовершеннолетний контингент: и агрессивные, и слабовольные, и неграмотные, и чересчур много перечитавшие видят впереди только зону и готовятся к принятию ее законов, а в подражании подростки превосходят взрослых, потому что увлекаются, не видят последствий и не могут остановиться.

Режиссер же верил в справедливость, необходимость человеческих отношений, что и пытался привить своим мальчишкам и доказать администрации.

Кадр из фильма "Лошади в океане". Руслан Ширяев - жил в обычной семье, образован, вспыльчив так, что теряет контроль над собой, уже имел условный срок. Осужден за нанесение тяжких телесных повреждений сопернику в драке из ревности.
Кадр из фильма "Лошади в океане". Руслан Ширяев - жил в обычной семье, образован, вспыльчив так, что теряет контроль над собой, уже имел условный срок. Осужден за нанесение тяжких телесных повреждений сопернику в драке из ревности.

Этот перестроечный фильм не чернуха, а сплошная боль души и выражение кричащего настроения общества позднего СССР, которое я бы выразила одной фразой: надо срочно что-то делать, а то все катится к черту, но что именно - мы не знаем. Ощущение неблагополучия и подспудной жестокости, немотивированно выплескивающейся наружу, пронизывает мир.

Странный контраст происходящему в камерах составляет передаваемый по радио привычный фон из новостей и музыки. Тюремная жестокость и безнадежность, как будто подчеркивают, что из все целей и достижений страны, о которых рапортуют дикторы, ушла идея, горение, остались только правильные, но равнодушные слова. Куда-то ушло добро и милосердие, которым пытается научить людей Костров.

Ненависть и равнодушие захлестывают мир и в них тонут едва вступающие в жизнь дети, как лошади в океане из корявого и неуклюжего по форме, неудержимо трогательного стихотворения Бориса Слуцкого:

Плыл по океану рыжий остров.

В море в синем остров плыл гнедой.

И сперва казалось - плавать просто,

Океан казался им рекой.

Но не видно у реки той края,

На исходе лошадиных сил

Вдруг заржали кони, возражая

Тем, кто в океане их топил. ("Лошади в океане")

Картина лишена особенных кинематографических изысков, в ней снималось много юных непрофессиональных актеров. Юрий Назаров, играющий главного героя, как всегда - на высоте. Стихи и песни, самые непритязательные и известные, составляют фон этого фильма. Авторы как будто предлагают вслушаться в их первоначальный смысл и звучание.

Кроме Назарова, Геннадия Юхтина (начальник тюрьмы Павлов), Натальи Кореневой (надзирательница) в ролях непрофессиональные или малоизвестные артисты: Андрей Грибенюк (Сима Журавлев), Олег Гетце (Ленька), Алеша Живков (цыган Гриша), Руслан Ширяев (Дмитрий Козлов), Антон Резников (Пашка) и другие.

Надеюсь, что мой сегодняшний обзор поможет вам провести время интересно и полезно. Предыдущая подборка фильмов о криминале: "Молодой и невиновный": 3 интересных советских детектива, в которых чуть не произошла судебная ошибка".

-13