Как и всякое древнее историческое сооружение, Московский Кремль скрывает связанные с его многовековой историей тайны, а зачастую и довольно мрачные секреты. Большая часть таких легенд связана с подземельями крепости. Поскольку их точная карта была утрачена очень давно (возможно, была уничтожена самими строителями), то многие подземные переходы, коридоры и тоннели Кремля до сих пор полностью не изучены.
К примеру, поиски знаменитой библиотеки Ивана Грозного возобновлялись неоднократно, однако обширное хранилище книг и документов того времени до сих пор так и не найдено. Существовала ли легендарная библиотека на самом деле, сгорела ли в одном из неоднократно бушевавших на территории комплекса пожаров или спрятана настолько хорошо, что современные археологи не в состоянии отыскать ее на обширной территории Московского Кремля?
Именно во время поисков Либереи (так принято называть библиотеку Ивана Грозного) археолог Щербатов в 1894 г. наткнулся на таинственное подземное сооружение, расположенное под 1 этажом Набатной башни. Пытаясь обследовать найденный тоннель, археолог попал в тупик, однако затем обнаружил такой же тоннель, ведущий из Константино-Еленинской башни. Нашел Щербатов и тайный ход, соединявший Никольскую башню с Угловой Арсенальной. Однако, в 1920 г. все сведения, фотографии сделанные ученым и отчеты о найденных ходах были засекречены.
По мнению исследователей, помимо стен итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти были выстроены и места для нижнего боя и «слухи» - тайные уголки, из которых можно было скрытно наблюдать и подслушивать за противником. Возможно, до XVIII в. башни и стены Кремля были «пронизаны» многочисленными тайными ходами и тоннелями, однако затем за ненадобностью большая их часть была просто замурована и засыпана.
К слову, упоминания о строительстве секретных ходов есть и в летописях, зафиксировавших процесс возведения башен в XV в. А в XIX в. протоирей Лебедев, который прослужил в Кремле более 45 лет, насчитал 9 провалов, образовавшихся на сводах различных подземных сооружений.
Ходили слухи и о подземельях Беклемишевской башни, которая пользовалась дурной славой - именно здесь располагалась пыточная камера, созданная по приказу Ивана Грозного. Известный историк и специалист по «археологии подземелий», зачинатель диггерского движения в Москве Игнатий Стеллецкий намеревался пройти из Беклемишевской башни к Москве-реке, а из Спасской башни тайным подземным ходом прямо к храму Василия Блаженного, а далее по имеющемуся вблизи храма спуску в большой тоннель под Красную площадь.
В книге заведующего кафедрой истории России ХХ – XXI вв. МГУ им. М.В. Ломоносова Сергея Девятова «Московский Кремль: памятники и святыни» изложены некоторые малоизвестные и очень любопытные факты о столь хорошо изученном на первый взгляд ансамбле, как московский Кремль.
Будучи Президентом РФ, Борис Ельцин распорядился разыскать захоронение погибшего от бомбы террориста Каляева генерал-губернатора Москвы Великого князя Сергея Александровича. После изучения соответствующих документов выяснилось, что это место находится в подклете церкви св. Алексия, митрополита бывшего Чудова монастыря, где через несколько лет после убийства Сергея Александровича специально был освящен храм-усыпальница во имя преподобного Сергия.
По утверждению Девятова, могила была найдена сравнительно быстро. Останки Великого князя с почетом перезахоронили в родовой усыпальнице Романовых – храме во имя прп. Романа Сладкопевца Новоспасского Ставропигиального монастыря. В ходе раскопок специалисты убедились, что все подземные сооружения Чудова монастыря, а именно, переходы, галереи, внутренние помещения церквей – отлично сохранились, хотя часть из них была затоплена, а кое-где внутрь проник песок.
Автор книги уверяет, что построенные в основном с оборонительными целями ходы-«слухи», некогда уходили наружу в город из каждой крупной башни. Однако уже во времена Елизаветы Петровны, когда Кремль стал терять былое фортификационное значение, «слухи» стали осыпаться. Известна официальная докладная записка на имя императрицы, в которой сообщалось, что кирпич в ходах выкрашивался и опадал, а стены оплывали.
Забавный факт: у Тайницкой башни в течение нескольких веков работал трактир «Каток», который много раз пытались закрыть, но все усилия оказывались тщетными. По предположению историка, помехой служила высокая рентабельность, особенно в зимние холода. Название же трактира объясняется просто: чтобы попасть в «Каток», дьякам кремлевских приказов требовалось преодолеть 20-метровый спуск по крутому склону. Для подъема загулявших посетителей обратно наверх у двух тропинок приходилось постоянно держать по стрелецкому караулу.
И все же, по словам Сергея Девятова, остатки былых тайных ходов дошли до наших дней. Когда в середине XX в. рыли котлован для Кремлевского дворца съездов, было обнаружено сразу 3 очень широких подземных хода XVI в., в каждом из которых могла развернуться телега. Они вели от располагавшегося близ Троицких ворот дворца Милославского (тестя Алексея Михайловича по его первой жене) в центр Кремля – в сторону дворца Натальи Кирилловны Нарышкиной (второй супруги), Теремного царского дворца и Годуновского дворца. А в Нижнем Тайницком саду под землей сохранилось трехэтажное здание общей площадью почти 1 тыс. кв. м. Оно послужило постаментом для открытого в 1898 г. памятника Александру II, а при сносе монумента в 1918 г. было просто закопано.
В этой книге также впервые обнародованы эскизы маскировки Кремля 1941 г. Территория была искусно декорирована академиком архитектуры Борисом Иофаном: от Москвы-реки к Большому Кремлевскому Дворцу были пробиты «дороги», на Красной площади вырос фальшивый квартал, Мавзолей оказался укрыт трехэтажным фанерным зданием, башни украсили нарисованные окошки. В результате подлетавшие к центру города советские пилоты не могли узнать колокольню Ивана Великого, а немцы просто не замечали цель. Тем не менее, во время войны 2 десятка фугасных бомб все же угодили в Кремль. Одна из них пробила крышу Большого Кремлевского Дворца, пол Георгиевского зала и оперением застряла в полу 1 этажа. Самые же большие разрушения нанес авианалет в 1942 г., когда было зафиксировано прямое попадание в Троицкую башню и в угол здания Арсенала.
Изыскания современных ученых-историков помогают пролить свет на некоторые из тайн прошедших эпох и глубже понять дух хорошо знакомых памятников отечественной культуры.
Ссылка на статью автора о Владимирской иконе Божией Матери: https://zen.yandex.ru/media/irinadamova/odna-iz-glavnyh-sviatyn-zemli-russkoi-6307ae763944dd3fc12df59d