Россия начала вторгаться на территорию Аляски в середине 18 века, в конечном итоге основав поселения на юге вплоть до Калифорнии.
В середине 18 -го века, когда британские колонисты начали постепенно заселять восточное побережье Северной Америки, расцветающая мировая держава работала над созданием поселений на далеком северо-западном побережье континента: Россия .
С тех пор, как в 1721 году ее победа в Северной войне сделала Россию доминирующей военной силой в Европе и вызвала официальное заявление о том, что ее царь Петр Великий правит полноценной империей, Россия активно работала над расширением своего глобального присутствия.
Для этого Петр и его наследники поняли, что им нужно смотреть на восток — на Тихий океан и дальше, на то, что сейчас является Алеутскими островами и побережьем Аляски. Очарование? Не только шанс захватить больше земли, но и возможность сохранить господство России в прибыльной торговле мехом, которая на пике своего развития при жизни Петра Великого, по словам Бенсона Бобрика, автора к востоку от Солнца: эпическое завоевание и трагическая история Сибири .
Беринг пересекает пролив
Русские исследователи и звероловы знали о потенциальных богатствах, лежащих на востоке, с середины 16 века . Но только в 1725 году родившийся в Дании картограф и мореплаватель Витус Беринг по заказу российской короны отправился исследовать земли вдоль северной части Тихого океана, давно заселенные коренными народами, и объявить их империей.
Беринг продемонстрировал, что Сибирь простирается гораздо дальше на восток, чем кто-либо считал, и что можно пройти по арктическим водам на север России и достичь Тихого океана. Он приступил к годичному исследованию , чтобы нанести на карту Алеутские острова и береговую линию Аляски, что стало необходимым первым шагом к оккупации и колонизации. Он обнаружил, что территория огромна, а погода ужасна.
Беринг доказал, что можно достичь Аляски — и южнее — и основать там торговые посты и поселения. На самом деле сибирский и аляскинский массивы суши разделяла лишь узкая протока. Но пока чьи проливы были названы в честь Беринга, он не дожил до этой чести. Он умер от цинги в 1741 году, когда высадился на острове.
СМОТРЕТЬ: Исследуйте историю Российского флота на HISTORYVault.com
Торговцы мехом спешат, создают поселения
Ледяная, туманная и штормовая погода в северной части Тихого океана не помешала российским промышленникам (предпринимателям по торговле мехом) финансировать путешествия на Аляску после того, как устойчивый спрос привел к истощению запасов шкур морских выдр и других мехов в Сибири. Между 1740 и 1800 годами более 40 торговцев спонсировали новые экспедиции, и охотники вернулись, нагруженные шкурами морских выдр и морских котиков.
Эти прибыльные предприятия повысили интерес России к созданию баз на Аляске для защиты своих территориальных претензий и поддержки экспедиций по охоте на меха. Действительно, именно известный сибирский купец и торговец мехом по имени Григорий Иванович Шелихов в конечном итоге основал первое постоянное поселение России на Аляске, залив Трех Святителей на острове Кадьяк, в 1784 году.
Два года спустя Шелихов изложил свою колониальную философию в письме одному из своих помощников , поручив последнему «подчинить себе» коренное население, которое он назвал распущенным, своенравным и ленивым. «Каждому из них нужно сказать, что верные и надежные люди будут процветать под властью нашей императрицы (Екатерины Великой), но что все мятежники будут полностью истреблены ее сильной рукой», — писал он. Шелихов уже продемонстрировал эту философию, когда преследовал первых участников сопротивления, народ Алутик Кадьяка, до отдаленного аванпоста, известного как Ава'ук, или Скала-Убежище. Он убил сотни и взял в заложники еще больше.
Отношения между русскими колонизаторами и коренным населением оставались нестабильными. В то время как местные общины торговали с русскими купцами, они также яростно сопротивлялись посягательствам русских на их землю и прозелитизму православных миссионеров. Но в то время как воины-тлинкиты разрушили несколько русских аванпостов в 1802 году, колонизаторы восстановили контроль после битвы при Ситке два года спустя.
ЧИТАЙТЕ БОЛЬШЕ: Почему покупка Аляски была далека от «глупости»
Российские колонисты борются за выживание
Шелихов, вернувшийся в Петербург, чтобы получить похвалы и почести от Екатерины Великой , назначил Александра Баранова управлять своими новыми торговыми предприятиями на Аляске в его отсутствие. Сначала как представитель Шелихова, а затем как первый директор имперской Российско-Американской компании (РАК) — фактического правителя новой колонии — Баранов перенес российскую базу на Аляске в Павловскую (позже переименованную в Кадьяк) и основал новые поселения.
У него была новая, более обширная миссия: он отвечал не только за поддержание прибыльной торговли мехом, но и за установление российского политического и религиозного господства в регионе. Он импортировал крепостных с материковой части России, чтобы основать фермы в Якутате, построил форты, открыл лесопильные и кожевенные заводы и начал разработку запасов угля и железной руды.
Тем не менее, русская община Аляски изо всех сил боролась за выживание. Условия жизни были ужасными, как описал другой известный аляскинский авантюрист, Николай Резанов, во время посещения Ново-Архангельска (сегодня Ситка). Баранов «живет в какой-то деревянной юрте, внутри такая сырость, что плесень приходится убирать каждый день», — писал Резанов. Проливные дожди «делают это место похожим на капающее решето».
Отсутствие продовольственной безопасности было серьезной проблемой. После того, как тлинкиты вырезали якутских поселенцев, колонисты Аляски снова стали почти полностью зависеть от поставок из Сибири, которые иногда прибывали испорченными, а часто и вовсе не поступали. К зиме 1805-1806 гг., когда Резанов прибыл в колонию с инспекцией, он застал своих соотечественников на грани голодной смерти.
На юг в Калифорнию
Резанов купил у американских купцов корабль и отправился на поиски провизии для своих соотечественников. Он был кровно заинтересован в выживании и расширении колонии: он был не только ярым русским империалистом, но и его первой женой была дочь Григория Шелихова Анна, что сделало его акционером нового государственного предприятия. Поэтому, когда он направился на юг, к испанским поселениям в Калифорнии, он искал не только припасы. Он искал новые возможности.
Он вернулся с триумфом, успешно оспорив запрет Испании на торговлю с иностранцами и обменяв инструменты российского производства на пшеницу и другие продукты питания. Резанов пошел дальше, чем кто-либо ожидал: он женился на дочери-подростке испанского губернатора и получил предварительное разрешение на официальные торговые отношения между Сан-Франциско и другими испанскими поселениями и русской колонией.
Резанов призвал РАК еще больше расшириться. К северу от испанских поселений в Калифорнийском регионе, сказал он своим русским коллегам, он столкнулся с землей, невостребованной и незаселенной другими европейскими державами. Он заявил, что это Россия для взятия. Пока Резанов умер на обратном пути в Петербург, Баранов прислушался к его совету. В 1812 году он основал Форт-Росс на территории нынешнего графства Сонома как самый южный форпост России в Северной Америке.
Россия выручает, продает в США
Однако географическая экспансия не смогла спасти российскую колонию на Аляске. К тому времени, когда он был основан, чрезмерная охота уже нанесла ущерб популяции морских выдр, что и было основной целью предприятия. Из-за того, что прибыль от торговли мехом резко упала, а другие колониальные державы намеревались обуздать российскую экспансию и добиться собственных территориальных завоеваний, российские лидеры начали переосмысливать жизнеспособность своей колонии на Аляске. В 1862 г. царь отказался продлить мандат РАК. Несколько лет спустя Россия продала свои права на землю на Аляске Соединенным Штатам за 7,2 миллиона долларов.