Найти тему
soullaway soullaway

Крис Корнелл – легенда гранжа.

Вообще изначально данный текст я хотел назвать как-нибудь вроде «Легенда гранжа номер два», ибо первой легендой, без сомнения, является такой джентльмен, как Курт Кобейн, но потом решил, что делить музыкантов по ранжиру дело неблагодарное. Тем более что обоих уже нет живых, и оба, что примечательно, ушли из жизни добровольно. Вся разница в том, что Курт ушёл на пике своей славы, а Криса широкая аудитория успела к моменту его смерти подзабыть. Что не должно ни в коей мере умалять его заслуг как музыканта. Под широкой аудиторией я подразумеваю случайную публику, заинтересовавшуюся музыкой Криса Корнелла на волне моды на гранж и альтернативу. Ажиотаж начала 1990-х вскоре схлынул, и остались лишь истинные ценители жанра, в котором Крис работал. Тем более что ряд меломанов считали Nirvana слишком коммерчески ориентированными, предпочитая группы вроде The Melvins и Soundgarden, в которой и пел Крис Корнелл. Кстати, занятно, что изначально он мог стать ударником. Он был не против и встать у микрофона, и сесть за ударную установку. Были даны два объявления, и первым на него отозвался парень, игравший на барабанах. Судьба сама определила законное место Криса.

Принято считать, что Soundgarden стали известны широким массам благодаря Nirvana. Оспаривать это не имеет смысла, так как действительно после внезапного взлёта группы Курта у публики появился интерес к другим командам из Сиэтла. Но контракт с мажорным лейблом Soundgarden получили раньше Nirvana. A&M издали альбом «Louder Than Love» в 1989-м году. А к 1991-му году, когда вышел прорывной «Nevermind», Soundgarden успели выпустить уже три альбома. И вот тут то, когда любая группа из Сиэтла воспринималась как откровение, широкая аудитория обратила внимание на Soundgarden. Сложно сказать, все ли новоявленные любители Nirvana так же полюбили и Криса Корнелла с его сотоварищами, всё же музыку они играли несколько разную. Объединял их только разве что грязный гитарный звук, а что касается музыкальной структуры песен, то если Курт больше ориентировался на хардкор и панк сцену, а также звуковых революционеров Sonic Youth, то музыка Криса берёт своё начало в хард-роке начала 1970-х: Black Sabbath, Led Zeppelin и им подобными. Это достаточно хорошо слышно на их дебютнике «Ultramega OK» 1988-го года, послушайте хотя бы такие песни, как «Beyond the Wheel» или «Incessant Mace». И правильнее Soundgarden, на мой взгляд, было бы относить к стоунеру, но так вышло, что они оказались на гребне сиэтлской волны. Но в любом случае, дело не в терминологии, а в музыке, и Крису Корнеллу удалось стать одним из символов рок-музыки первой половину 1990-х.

-2

Что касается лично меня, то первой песней Soundgarden, услышанной мной, была, разумеется, «Black Hole Sun», их визитная карточка. По MTV крутили потрясающий клип, который как нельзя лучше передаёт настроение песни. Тягучая вязкая мелодия завораживает. Естественно, я тут же купил кассету с альбомом «Superunknown» 1994 года. И первое, что я отметил, это совсем не похоже на Nirvana. А второе - что оно и к лучшему. Зачем вторая Nirvana, пусть даже первой уже к тому времени не существовало?

Нет, Soundgarden были группой со своим лицом, и их музыка для восприятия была более сложной. Да, массовой эмтивишной аудитории подобное вряд ли подойдёт, и свою минуту славы они получили благодаря сиюминутной моде на гранж. Почему так? Потому что на этом альбоме Soundgarden еще более усложнили музыку, добавив элементы психоделии. Но для многих, и в том числе для меня это было, что называется, то, что доктор прописал. Кроме уже упомянутой великолепной «Black Hole Sun», стоит также отметить «Spoonman», «Mailman», «Head Down». Впрочем, такие альбомы надо слушать целиком, а не отдельными треками. И да, справедливости ради надо отметить, что Soundgarden были сильны именно как группа.

К сочинению материала прикладывали руку все музыканты, в том числе и ударник Мэтт Кэмерон, что вообще в рок-музыке встречается нечасто. Альбом совершенно справедливо получил платиновый статус, собрал восторженные оценки критиков и вошел в различные рейтинги журналов типа «Rolling Stone» и «Kerrang!» Что и говорить, альбом в моем магнитофоне крутился долго и часто.

-3

Но, как только гранж ушёл из актуальных трендов, автоматически упал интерес и Soundgarden. Собственно, они вернулись к своим андеграундным истокам, а это всё же интересно немногочисленной аудитории. Как я понимаю, это одна из причин распада группы в 1997-м. Я бы не сказал, что альбом 1996-го года «Down on the Upside» получился слабым, нет, работа получилась достойной. Но хитов уровня тех, коими был буквально нашпигован «Superunknown», новый альбом не содержал. Как бы там ни было, Soundgarden распался, как казалось тогда, навсегда. Ну а Крис Корнелл воплотил свою любовь к хард-року 1970-х уже в группе Audioslave, собранную совместно с экс-участниками бунтарей-рэпкорщиков Rage Against The Machine.

Вообще, Rage Against The Machine одна из моих любимых групп 1990-х, собственно, как и Soundgarden, тем интересней было узнать, что получится от такой коллаборации: Крис Корнелл плюс инструменталисты рэпкоровой банды. А ведь после ухода вокалиста Зака де ла Роча они изначально и не помышляли мутить что-то с Крисом, это продюсер Рик Рубин их надоумил для начала просто поджемовать вместе. И результат всем заинтересованным сторонам понравился.

-4

Было любопытно, чем же окажется Audioslave: продолжением Soundgarden или Rage Against The Machine? И будет ли в новой группе та химия, на которой держалась магия Soundgarden? Собственно, Криса Корнелла я слабо представлял в роли Зака, поэтому смесь хард-рока и альтернативы на альбомах Audioslave меня не удивила. Сам материал показался лично мне вполне на уровне альбомов первой группы Корнелла. Это тот случай, когда группа не удивила, так как полностью оправдала мои ожидания. Все их три диска хороши. И последующий уход Криса из группы из-за пресловутых творческих разногласий вызвал у меня сожаление. От последовавшего реюниона Soundgarden я, как это ни странно, многого не ждал. Было ощущение, что этот состав дал миру музыки все, что мог. И в целом альбом «King Animal», вышедший в 2012 году, меня не впечатлил. Сольные альбомы Криса, которых, к слову, насчитывается шесть штук, звучат поинтереснее. Хотя для прослушивания их можно рекомендовать только почитателям Soundgarden.

-5

Собственно, несмотря на уход Криса из жизни, недосказанности, как в случае с Куртом Кобейном, не чувствуется. Как творческая личность, Крис Корнелл полностью реализовался, дискография у него солидная. Ну а что касается причин его рокового решения, то не нам, и не здесь это обсуждать, цитируя чьи-то сплетни. Главное, это его музыка, которая в определенный момент добавила красок в мою жизнь. Так что поставлю я свой любимый «Superunknown» и верну себе свои 90-е хотя бы на время звучания альбома.

У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.