Почему мы осуждаем других людей? Здесь лежит наше стремление не замечать своих недостатков, а карать недостатки ближних.
Этот грех присущ всем людям.
Если мы сами сделали что-то неправильно, то нам кажется, что это можно извинить. Это маленькое наше нарушение.
А вот если ближний что-то сделал не так, то это... не в какие ворота. Мы преувеличиваем недостаток ближнего. Пытаемся всем доказать, что его проступок заслуживает наказания.
Как-то брат у Аввы Пимена спросил:
"Как мне признавать себя худшим убийц?"
Старец ответил:
"Он сделал этот грех однажды, а я убиваю ежедневно (себя и других грехами.)"
То же самое брат спросил у аввы Анува, тот ответил:
"Если человек дойдёт до состояния такой чистоты и увидит грехи брата своего, то праведность его поглотит их."
Праведность - всегдашнее обвинение самого себя.
Брат спросил у старца:
"Почему я осуждаю брата своего?"
Старец ответил:
"Ты ещё не познал себя самого: видящий себя не видит недостатков брата."
Чтобы не осуждать ближнего, никогда не надо судить его, слушать тех, кто его осуждает.
Сначала начинаем говорить о делах ближнего, постепенно разговор уходит в русло осуждения.
Когда мы встречаемся с людьми для беседы, большая часть разговора принадлежит пересудам о ближних.
Если хочешь обрести покой, надо говорить себе:
"Я - кто? И не осуждай никого." (Отечник. Авва Иосиф Панефосский. №2. Т.6. с. 464).
Осуждающему передается тот грех, в котором он осуждает.
Христианину, который не осуждает ближних, Бог отменяет праведное осуждение за его личные грехи.
В заключении, хочу сказать, давайте стараться не осуждать ближних. Ведь мы видим грех. Но о покаянии мы же не знаем.
Храни вас Бог!