После 24.02.2022 года многие зарубежные компании заявили что покидают российский рынок в связи с несогласием с политикой властей России.
Начались массовые распродажи и судорожные поиски тому кому бы этот бизнес состоящий из помещений, соственных и арендованых, логистических цепочек, местного локального производства, можно было бы продать. Но получалось это далеко не у всех, значительные активы подвисали в состоянии неопределённости.
Для того чтобы акционеры и держатели облигаций не слишком нервничали, и не дай бог не начали панические распродажи, в информационное поле вбрасывались материалы следующего содержания, что мол Россия не является целевым рынком для компаний её покидающих, кто бы спорил, что оборот на её территории редко у кого превышал более 2% от общего вала, да и сам рынок слишком сегментирован, есть полтора десятка городов миллионников, а в остальном малоинтересная для ретейлеров и производителей территория с низким спросом.
Но как всегда есть нюансы.
Безусловно компании изначально работают на внутренний рынок и лишь потом выходят на внешний достигая эффекта масштаба за счёт расширения производства, схема описанная ещё в "Капитале" Маркса, и 145 миллионов потенциальных потребителей здесь были явно не лишними.
Отказаться от 2% выручки с одной стороны вроде бы и нестрашно, но вот вопрос: а кем заменить? И далеко не факт что уровень потребления у оставшейся целевой аудитории не снизится, так что падение явно превысит озвученные цифры.
К тому же российский рынок весьма прибылен для иностранных компаний, цены на товары не слишком сильно отличаются от мировых, а вот издержки в виде зарплат, налогов, аренды весьма существенно ниже.
И ещё он весьма удобен. Кто решил что для продавца концентрация потенциальных покупателей это зло? Это свидетельствует о дисбалансе в экономике страны, а вот для ритейлеров очень даже удобно. В противном случае не строились бы колоссальные торговые центры и базары.
В итоге...
А в итоге крупные компании передавали бизнес под управление своих российских партнёров с правом последующего выкупа за символическую цену. Окончательно рвать связь с громадным рынком России желающих оказалось крайне мало, а среди транснациональных компаний таковых не оказалось вообще.
И где-то с середины июля стали появляться данные о том что ушедшие вновь потихоньку, без той помпы и огласки когда они покидали отечественный рынок, возобнавляют работу, некоторые под второстепенными, запасными брендами. Но и те фирмы, продукцию которых покупают в первую очередь за имя, и невозможно провернуть подобный трюк, начинают восстанавливать прежние связи и логистические цепочки.
Ещё одним дополнительным конкурентным преиществом локации бизнеса в России стали низкие цены на энергоресурсы по сравнению с внешними рынками. А как известно нет тех преград на которые пошёл бы капиталист ради своей сверхприбыли.
Понравилась статья - выбирайте палец вверх. Пишите комментарии. Подписывайтесь на канал.