В этот день 1975 года было совершено второе нападение на картину Рембрандта в амстердамском Рейксмюсеуме. В истории известны три попытки нападения на "Ночной дозор". Это не считая варварского обрезания полотна его новым хозяином еще в 1715 году...
Полное официальное название картины "Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга". Они в центре!
Но всё по порядку! Картину в 1639 году заказало Стрелковое общество гражданского ополчения Нидерландов. Она висела в зале Общества, а потом её перевезли в ратушу. Там пришлось обрезать полотно, потому что оно не влезало в отведённое место! На фото вверху показано на сколько уменьшили размер картины...
Это известно по копии картины, которая была сделана до этого, и хранится в Лондоне. Отрезанные части ныне утрачены. Сейчас с помощью искусственного интеллекта части условно восстановлены и есть возможность увидеть первоначальный замысел автора. Композиционно картина выглядит иначе - главные герои теперь не в центре картины.
13 января 1911 года бывший шеф-повар флота, попытался порезать картину ножом, в знак протеста, что не может найти работу. Вы только вдумайтесь в его оправдание! Он нанёс незначительные повреждения и серьёзной реставрации не потребовалось. Но после второго нападения 1975 года картина подверглась кардинальному процессу восстановления...
Вандал был бывшим школьным учителем, который был психически болен. Он говорил о божественном послании ему испортить эту картину и нёс всякую чушь! На следующий год он покончил с собой (до предъявления ему обвинений).
Картине доставалось еще не раз в течении её долгой истории...
Во время Второй мировой войны картину прятали в свернутом виде, что конечно пагубно отразилось на её состоянии. Полотну всё-таки триста лет... Наконец третье нападение случилось в апреле 1990 года. Посетитель обрызгал кислотой фигуру мушкетера в красном на левом переднем плане. К счастью, сотрудники успели быстро обрызгать картину водой, чтобы нейтрализовать эффект.
Наконец в 2019 году было принято решение новой реставрации с применением всех новейших средств. Картину оцифровали в 44,8-гигапиксельном разрешении. Для реставраторов построили павильон прямо в зале и они работали в присутствии публики. Даже велась он-лайн трансляция! Но потом началась пандемия и работы свернули...
После реставрации планируется немного убрать потемнения краски, что бы вернуть первоначальные цвета. Ведь она (как и все древние картины в мире) намного темнее от копоти светильников и свечей в прошлые века! Картины эпохи Возрождения вообще черны от времени (если они не реставрированы). Я видел это в галерее Уфицци...