Найти тему
Про Игры_Игроблог

Музей видеоигр Enjoy The Game в Риге. Часть 2: Игровые приставки

Оглавление

Следующий этап посещения музея - тестирование игровых приставок самых разных форм и размеров, представленных на столах и готовых к игре.

В первой части статьи мы уже рассмотрели старые аркадные автоматы, имеющиеся в музее видеоигр Enjoy The Game. Саму панораму музея можно посмотреть здесь. Не затягивая время, приступим.

Странно, что порядок расположения игровых приставок на столах - произвольный, а не по хронологии их выпуска или производителям. Мы же начнем с самых "древних" представителей.

Ретро-приставками будем считать все, что выпущено не менее чем 20 лет назад. Условно до PlayStation 2 (2000 +/-) не включительно. То есть то, что мы сейчас вряд ли достанем из чулана, стряхнем пыль и с радостью засядем играть на пол дня)

Atari 2600 (1977)

1977, Atari 2600
1977, Atari 2600

Возникает вопрос - точно ли это игровая приставка? Если взглянуть на нее с точки зрения современного человека, то она больше похожу на пульт управления некой звуковой системой. Тем не менее уже тогда разработчики стремились экспериментировать не только с аппаратной частью, но и подбирали наиболее способствующие продажам маркетинговые характеристики. Уменьшали вес приставки (с 2кг вес сократился до 1,5 кг), количество кнопок (с 6 до 4-х), дорабатывали дизайн - можно встретить не менее 3-х моделей данной приставки с весьма по сути незначительными изменениями.

Более того, дизайн зачастую зависел и от региона распространения - мир консолей условно делился на Америку и Японию. Компании, запуская на своем рынке консоль, через несколько лет и менее запускала ее на другом - зачастую с учетом совершенных ошибок).

Было немного страшновато садиться за этот агрегат, предполагая, что с допотопными переключателями нужно будет взаимодействовать. Хорошо, что контроллер здесь не родной - перспектива поломать изделие 1977 года не выглядит заманчивой. Поэтому просто делаем фото, симулируем игру в приставку и идем дальше.

Intellivision (1978)

1978, Intellivision от компании Mattel
1978, Intellivision от компании Mattel

Компания Mattel не особо известна своими приставками, а вот куклами Барби очень даже еще в те времена. До боли знакомая всем история - узрев бешеный коммерческий успех Atari, компания, не долго думая, бросилась делать свою версию успеха с...телефонными трубками? И обещанием прикрутить к этому визуальному безобразию клавиатуру. Вернуться после этого к производству кукол было хорошим решением. Если дружелюбность дизайна Atari 2600 вызывала вопросы, то тут даже не особо и хочется разбираться как это управляется. Продажи говорят сами за себя - 3 млн против 40 млн у Atari 2600. Успеха не случилось. Так что идем мимо.

Nintendo Entertainment System (1983, 2016)

1983, Nintendo Entertainment System (здесь эмулятор 2016 года - Nintendo Classic Mini: NES)
1983, Nintendo Entertainment System (здесь эмулятор 2016 года - Nintendo Classic Mini: NES)

Вот! Другое дело, 2 кнопки на корпусе, даже ребенок разберется что к чему. Да еще и с игрой Super Mario Bros. и Зельдой в комплекте. Но дело не только в дизайне. Кому интересен небольшой ликбез, то ниже представлено пояснение по поводу деления игровых приставок на поколения. Иногда интересно понять, чем же одна коробочка отличается от соседней помимо дизайна, управления и установленной игры.

Если кратко обратиться к истории игровых приставок, то они делятся на поколения с первого аж до девятого.
Первое поколение - это в принципе первые формы интерактивного взаимодействия с экраном на коммерческой основе. Всем известная игра Pong стала доступна на сравнительно небольших устройствах компании Magnavox Odyssey для игры в семейном кругу с 1972 года. Их мы посмотрим позже в третьей части статьи.
Ко второму поколению принадлежат уже рассмотренные ранее Atari 2600 (1977) и Intellivision. Отличие второго поколения от первого грубо говоря в том, что второе поколение начало использовать микропроцессор и память для запуска картриджей с различными играми. То есть это уже не коробка условно с одной единственной игрой, а целый аппарат, позволяющий уже коллекционировать игры.
Третье поколение открывает рассматриваемая сейчас Nintendo Entertainment System (1983), после кризиса игровой индустрии именно она возрождает интерес к игровому рынку - и действительно есть с чего. Разработчики научились-таки воспринимать графику в игре условно не как набор точек на экране, а как цельные изображения (спрайты), накладываемые друг поверх друга. Также игровое пространство получило возможность прокручиваться вправо-влево, а также игру теперь можно сохранять. В общем прогресс да и только!

Оригинальная Nintendo Entertainment System 1983 года
Оригинальная Nintendo Entertainment System 1983 года

Возвращаясь к NES (именно так сокращают рассматриваемую игровую приставку), то на столе подключен выпущенный Nintendo в 2016 году эмулятор, сам же оригинал заботливо расположен на закрытом стенде. Разница между ними по дизайну не особая, оригинал немножко массивнее и разъемы для геймпада другие. Но важно одно, что разработчики наконец просекли фишку - истории про эльфов и водопроводчиков, спасающих принцесс отлично заходят на детский рынок, как и простенький, но привлекательный дизайн самой приставки.

Sega Master System (1985)

1985, Sega Master System
1985, Sega Master System

Следующая приставка Master System от свежей на рынке компании Sega выпущена немного позже NES, но она сразу явилась ее прямым конкурентом. Sega Master System также относится к 3-му поколению приставок с 8 битным процессором. Это не первая попытка компании Sega создать игровую приставку, но определенно удачная. Возможно, если бы не политика Nintendo, требовавшая от разработчиков игр эксклюзивного выпуска под NES, то бум Sega вряд ли бы дожидался выхода Sega Mega Drive.

Слот под карточку с игрой для Sega Master System
Слот под карточку с игрой для Sega Master System

Примечательно, что игры для этой приставки существуют не только на картриджах, но и на своеобразных карточках, вставляемых в специальный слот. Источник фото. Но вскоре от них отказались из-за малого объема переносимых данных. Кажется, что сама идея держать на такой хрупкой конструкции ценную игру - значит постоянно рисковать переломить ее надвое, неудачно сев, например.

Стенд в музее, посвященный Sega
Стенд в музее, посвященный Sega

Выпустив после Master System - Sega Mega Drive в 1988 компания обрела свое бессмертие, настало время эпического противостояния с Nintendo. Синий ёж упорно боролся с красным водопроводчиком. О битве Sony с Nintendo даже написана книга - Консольные войны. У меня она есть, правда непрочитанная. Возможно когда-нибудь краткая выжимка будет оформлена в виде статьи в этом блоге. Купить книгу можно здесь, к примеру.

Книга - Консольные Войны от Блейка Дж. Харриса
Книга - Консольные Войны от Блейка Дж. Харриса

Super NES (1990, 2017)

1990, Super Nintendo Entertainment System (здесь эмулятор 2017 года - Super NES Classic Edition)
1990, Super Nintendo Entertainment System (здесь эмулятор 2017 года - Super NES Classic Edition)

Уже второй раз мы встречаемся с эмулятором и опять от Nintendo. Делаются они для того, чтобы пресечь незаконные попытки пиратства своих систем со стороны любителей и фанатов. Как и в случае с эмулятором NES, эмулятор Super NES был продан тиражом более 2-х миллионов, причем запуск сопровождался безумным ажиотажем, в том числе и у спекулянтов. Эмуляторы от Nintendo стараются сохранить дух времени в виде дизайна, поэтому понять, что перед вами эмулятор можно не сразу. Если это фотографии, то нужно смотреть на мелочи (надписи например), а если есть возможность поставить приставки рядом, то станет очевидна разница в размерах.

Сейчас мы снова посмотрим на разницу поколений приставок. Последняя справка важна для рассмотрения оставшихся ретро приставок.

Четвертое поколение - это уже 16-битные системы (Sega Mega Drive и Super NES). Рост мощности и памяти позволяет экспериментировать, в том числе и с графикой. Режим 7 (Mode 7) - позволяет создавать эффект псевдотрехмерного пространства, вращая и масштабируя спрайты. А это уже совсем другие возможности и новые жанры игр.
Пятое же поколение приставок уже приручило полноценную 3д графику, когда появились 32 и 64 разрядные процессоры. Появились Sony Playstation 1, Nintendo 64. Был разработан аналоговый джойстик, почти все игры перешли с картриджей на диски.
Шестое поколение приставок (PlayStation 2, Sega Dreamcast, Nintendo GameCube) всецело намеревалось использовать все возможности интернет-сети и трехмерной графики. Обретали популярность онлайн-игры и игровые сервисы. Xbox также заявил о себе на рынке.
Сейчас же консольщики для меня делятся в основном на 3 типа: любители PlayStation, любители Xbox и знающие что-то о Nintendo. 7-е, 8-е и 9-е поколения - это уже разборки между этими тремя гигантами. И совсем другая история.

Nintendo 64 (1996)

1996, Nintendo 64
1996, Nintendo 64

К пятому поколению приставок принадлежит Nintendo 64 - она немного в стороне от столов и подключена к лучевому телевизору, а не монитору. На этой штуке шли уже полноценные 3д игры! Не помешало бы протереть с нее пыль, конечно) В отличие от своих конкурентов, она до сих пор использовала устаревшие картриджи. Но несмотря на это занимала почетное второе место после PlayStation 1.

Как видим геймпад уже представляет более знакомые очертания, хотя форма трезубца - весьма сомнительное решение. Левой рукой можно держать как левый захват, так и центральный. В теории звучит красиво, но на практике выглядит странно, ведь с задней стороны также располагаются триггеры.

Sega Dreamcast (1998)

1998, Dreamcast от Sega
1998, Dreamcast от Sega

После выпуска этой приставки Sega покинула рынок игровых консолей, перейдя в разряд издателей игр. Приставка больше напоминает плеер для дисков, ее вполне можно было бы использовать для таких целей, если бы не выбранный на тот момент непопулярный формат GD-ROM, а не DVD. Хоть Dreamcast и являлась первой приставкой в шестом поколении, но наряду с предыдущими неудачами и текущими проблемами Sega не выдержала конкуренции.

Геймпад от Dreamcast в женской руке, каково же детям?
Геймпад от Dreamcast в женской руке, каково же детям?

Геймпад ощущается весьма тяжеловесным, причем исходя из пропорций и расположения элементов на современных контроллерах, понятно, что держать и пользоваться этой штукой сомнительное удовольствие. Прямо внутрь геймпада вставляется карта памяти для сохранений (от нее виден синий защитный корпус). Опять же - неудачно махнул геймпадом прощай прогресс.

Nintendo GameCube (2001)

2001, Nintendo GameCube
2001, Nintendo GameCube

Как и Dreamcast, GameCube использует свой формат дисков - мини-DVD. Интересно, что цвета корпуса - практически все цвета радуги, но в музее представлен самый скучный пожалуй - черный.

Явно видна ориентация Nintendo на детскую аудиторию - вид консоли и доступные игры на ней действительно больше интересовали детей, чем подростков и взрослых. К тому же нормальная поддержка онлайн игр была добавлена уже позже запуска.

Все недостатки этой приставки, собравшись вместе, позволяют двум главных конкурента - PS2 и Xbox, делить более взрослую аудиторию. Противостояние PS и Xbox, как и Sony с Nintendo в свое время - это тема отдельного разговора, который мы оставим на потом.

Capcom Home Arcade (2019)

2019, Capcom Home Arcade
2019, Capcom Home Arcade

Сама форма этой приставки однозначно дает понять, что она больше подходит для тематических выставок или рекламных целей, чем для размещения и использования дома. Но для коллекционеров Capcom Home Arcade несомненно имеет ценность. Приставку уже не особо можно купить - для заказа она доступна разве что во Францию.

Но несмотря на скептицизм по поводу внешности консоли играется она забавно. Если приглядеться, то справа и слева видны очертания кнопок - монолитная консоль (напоминающая вырванную часть аркадного автомата) предназначена для двоих игроков. Благодаря чему можно достаточно фаново поиграть в 16 аркадных игр - Чужой против хищника или Стрит файтер. Мне кажется идеальное место для этой консоли - какой-нибудь Capcom Store или музей игр Capcom, а не у человека под телевизором)

Затравка на будущее
Затравка на будущее

На этом все, но мы еще увидим несколько ретро-приставок и консолей на витринах музея, но уже в 3-й части последней части статьи. Она будет посвящена экспонатам со стеллажей - это игра про КГБ, древние компьютеры и клавиатуры, тематические стеллажи, даже роборука. И наконец соберем фидбэк по посещению музея и выделим основные пожелания, что можно было бы улучшить - без этого никак!)