Найти тему
Библио-лаборатория

Из архивов советской фантастики. "Повелитель эллов" Зиновия Юрьева

Зиновий Юрьев — одно из многочисленных открытий, сделанных мной за время, проведенное в Библио-лаборатории. Я имею в виду то, что хотя я читаю фантастику с детства, то есть еще с семидесятых годов прошлого века, творчество Юрьева в те времена как-то проскользнуло мимо моего внимания. Я нашел этого прекрасного автора лишь когда, работая над каналом, начал активно погружаться в библиографии советской фантастики, искать еще не знакомые мне произведения и авторов.

Я уже писал на канале о его замечательных романах «Белое снадобье», «Полная переделка», «Быстрые сны», а теперь мне попалась книга «Повелитель эллов», где, в отличие от первых трех, основное действие разворачивается не на нашем родном шарике, а на далекой планете Эллинии, населенной гуманоидными и не очень разумными существами.

Забавный факт: эта книга, как оказалось, опровергает мое мнение, что раньше я не был знаком с творчеством Юрьева. Стоило мне перевернуть несколько страниц, как я понял, что читал ее давным давно. Поскольку книга впервые была издана в 1988 году, похоже, что мне посчастливилось тогда сразу же заполучить первое издание, потому что я определенно прочитал ее еще до развала СССР, но по какой-то загадочной причине имя автора напрочь улетучилось из памяти.

-2

Очень интересно было читать роман и сравнивать свои впечатления с тем, как я воспринимал ее в молодости. Тогда только-только появились первые бреши в книгоиздательской секции «железного занавеса» и на импровизированных книжных развалах можно было «отхватить» всяческую переводную фантастику – первые ласточки потопа, который захлестнет рынок в начале девяностых. «Повелитель эллов» на этом фоне показался мне бледноват: я тогда был крайне энергичен, радикален, душа жаждала галактических войн и сражений с инопланетными монстрами, а тут оказалась какая-то странная, мучительно развивающаяся история, в которой непонятно, в кого, собственно, надо немедленно палить из супербластера (да никто в итоге и не стрелял). Наверное, поэтому я и не запомнил фамилию автора.

Сейчас же я понимаю, что «Повелитель эллов» намного умнее и глубже, чем показалось юному радикалу. Зиновий Юрьев и здесь не изменил своей традиционной склонности к почти свфитовской сатире. История практически случайного человека, волею судеб оказавшегося втянутым в трагический цивилизационный кризис, в который втянуты сразу несколько разумных рас можно в определенном смысле рассматривать как космическую итерацию приключений Гулливера, и неважно, что зовут его в романе Юрий Шумихин.

-3

Вообще книга затрагивает множество проблем развития цивилизации, прежде всего — последствия бездумного эксплуатирования науки. Могущественная цивилизация жителей Эллиннии некогда погибла в результате страшной техногенной катастрофы, и немногие выжившие оказались настолько травмированы случившимся, что полностью отказались от самой концепции познания, объявив любое знание ненужным и опасным, а заодно отбросили и такую естественную для нас вещь, как индивидуальное сознание, превратившись в единую Семью, объединенную телепатически в единый… Так и хочется сказать «разум», но можно ли считать разумным существо, которое не имеет ни желаний, ни стремлений, ни тяги к развитию?

Честно говоря, я сомневаюсь, что в реальности такой «рой» смог бы выжить, но, напомню: «Повелитель эллов» это прежде всего сатира и Семья в нем - это такой доведенный до абсурда образ ультратоталитарного общества, в котором индивидуальность отдельных особей полностью сведена на нет, а «единомыслие» возведено в бесконечную степень.

Из романа понятно, что в качестве изолированной системы Семья просуществовала достаточно долго, однако стоило появиться не укладывающимся в привычный стандарт факторам, сразу выясняется, что такое стагнирующее общество абсолютно не способно адекватно на них реагировать. Вопрос только в том, погибнет Семья при столкновении с неучтенными факторами или сумеет трансформироваться. В итоге Семья начинает болезненно, кроваво распадаться из «роевого разума» на отдельных индвидуумов, «осознавших себя» и научившихся говорить «я».

Еще одна важная линия, которую исследует в романе Юрьев — сопротивление психики восприятию фактов, которые не укладываются в привычную картину мира, вплоть до амых радикальных поступков. Представители всех разумных рас Эллинии (их в книге несколько: эллы, входящие в Семью, «освободившиеся» эллы, корры — негуманоидная молодая раса, «неживые» - ветхие роботы, выжившие в глобальной катастрофе, и даже два последних представителя древней цивилизации эбров) яростно отвергают любые концепции, факты, идеи, которые могу поколебать их привычные представления об окружающем мире, пусть даже эти представления сформировались совсем недавно (как у «освобожденных» эллов и корров).

-4

Причем, что характерно, они бьются за свой «ментальный статус-кво» столь яростно, что не замечают, как сами превращаются в то, против чего борются. Раб, уничтожающий давноу утраченного и вернувшегося хозяина, чтобы тот не мешал предаваться сладким воспоминаниям о рабстве — по-моему, сложно придумать более яркую и жесткую метафору конформизма.Как тут не вспомнить оруэлловское «мир — это война» и «отрицание отрицания» из диалектического материализма.

Главное ощущение, которое осталось у меня-современного после романа, это вопрос: а мы-то с вами так ли уж сильно отличаемся от несчастных обитателей Эллинии? Задайте себе вопрос: уверены ли вы, что именно ваши убеждения — единственно правильные из всех возможных, а все, кто пытается их опровергнуть — ваши враги? И сколько людей в истории нашей цивилизации думали так же и оказались не правы?