Первый фильм Франсуа Трюффо, который рассказал о детстве будущих бунтарей, их зависимости к кино и экзистенциальных проблемах «новой волны».
«Новая волна» взорвавшая мировой кинематограф в конце 50-х и вначале 60-х принесла на экран дух бунтарства и политического протеста, выражающегося в освещении нового постмодернистского мира, и его поколения несогласных с традиционным формализмом прошлого. При этом бунтари оказались очень мыслящими людьми, которые больше задавались вопросами так популярных тогда направлений: экзистенциализма, битничества, ситуационизма и новых левых.
«400 ударов» - это приквел к появлению «новой волны», объясняющий ментальность и психологию новых режиссеров-новаторов. Франсуа Трюффо делает с одной стороны личный, с другой исторический фильм, с присутствующей документальной атмосферой Франции. На первый взгляд это просто фильм об «отцах и детях», в основу которого заложен быт подростка: школа, семья и мир взрослых со всеми вытекающими правилами и запретами. Отголосками живы в экономическом плане времена Второй Мировой войны, и последующим за ним еще одном утраченном поколении. Но ключевым моментом в этом спектакле становятся не отношения или противоречия двух поколений, а внутренний бунт подрастающего, который борется против правил социума, его выстроенных законов, несправедливости и ощущения бессмысленности жизни.
Непоколебимым остается французский мир как он есть. С выстраданной, наделенной шрамами и переживши чуму 40-х историей. Со своей эстетичной архитектурой, богатым искусством и страстными историями. Париж – это город, который вопреки государственным цепям остается свободным, готовым менять устои общества, переосмыслять культуру и хулиганить. Его улицы кричат о свободе и любви, они притягивают всех путешественников, и по иронии судьбы для многих становятся конечной точкой. Где как не в Париже задаваться вопросом о смысле, душе и свободе?
Но пока камера блуждает по уютным улочкам Парижа, где-то в обычной, ничем не примечательной школе дети бегут на перемену. Все, кроме него, Антуана, отбывающего наказание за просмотр журнала для «взрослых». В этом же эпизоде мы видим, что Антуана привлекает поэзия. Оставшись под наказанием, он пишет на стене стих о несправедливом отношении к нему учителя, и тут же подвергается критике. Для Антуана стихотворение – это освобождение души и способ высказывания. Для учителя – бред, который не поддается никаким правилам и системам стихосложения.
Свобода Антуана пресекается и в домашних условиях. Маленькая квартирка, где у него совсем нет для себя места. Делать уроки приходится на кухне, помогая готовить ужин, а спать в коридоре. Пространство несвободы можно прочувствовать в моменте, когда Антуан выносит мусор. Выходя из квартиры, он постепенно освобождается, сначала лестничная площадка, двор улица – с каждым шагом пространство становится больше.
Проблема свободы, несомненно, главная в фильме. Но нельзя не обратить внимания на социальную составляющую. Фильм показывает не просто личностную историю автора и его поколения, а все атрибуты, от которых Антуан пытается уйти. Это школьная система, стирающая индивидуальную личность, непонимание и гнев родителей, постоянные наказания – каждый пункт новый удар, который разбивает детские мечты об камень.
При внимательном просмотре мы можем заметить повторяющиеся детали, которые отражают социальную жизнь Антуана. Его мать, кажется, лишена материнского инстинкта, заботясь в первую очередь о своем счастье и потребностях, нежели сына. Отец и вовсе не отец, а отчим, который хоть и пытается быть доброжелательней с Антуаном – все равно не питает к нему особой связи. Добавьте к этому их несостоятельность и нереализованность амбиций, и получите весьма пестрые показы реальности, где родители обвиняют друг друга в своих неудачах, не обращая внимания на ребенка, который, конечно же, хочет уйти от такой обстановки.
Как и во всей французской новой волне, зрителю нужно искать в «400 ударах» поэтическую составляющую, заключающуюся в многочисленных аналогиях и отсылках к другим культурным произведениям. Вдохновляющий Антуана на сочинение Оноре де Бальзак, с философским «Поиском Абсолюта», наталкивает подростка искать собственный путь. Отсылка к Ингмару Бергману и вовсе отражает весь мотив произведения. Через постер Харриет Андерссон из фильма «Лето с Моникой», где влюбленные герои сталкиваются с несовместимостью личных желаний и с тем, что на деле предлагает общественный строй, мы можем не просто отождествлять две картины, но и предположить, что ждет Антуана в дальнейшем приключении. Но главный символ заложен в имени главного героя. Антуан – одноименный герой произведения Жан-Поля Сартра «Тошнота», который страдает от отсутствия смысла жизни. Свою «тошноту» он ощущает от обучения в школе и при разговорах с родителями. Из-за этого у подростка появляется желание искать свой путь, свой смысл. Такое стремление однозначно расценивается в мире взрослых как бунт, а бунт в свою очередь это еще одна отсылка к творчеству еще одного экзистенциалиста Альбера Камю. В своем произведении «Бунтующий человек» он воспринимает бунт, как естественное и необходимое средство бытия. Борьба против бессмысленности действительности, в которую попадает индивид. Как мы можем увидеть в фильме, в лагере для трудных подростков находятся именно те, кто пытается бороться, двигаться, не смотря на препятствия. И будьте уверены, несмотря на то, что Антуан понимает всю безуспешность борьбы – он продолжит поднимать булыжник на вершину горы.