На моём канале идёт неофициальный месяц воспоминаний о 1992-м. В контексте как зарубежной, так и русской музыки. Важных альбомов в то время было выпущено столько, что не хватит на одну подборку. Да и на две тоже вряд ли.
И это я ещё не затрагиваю так называемые extended play (EP) – релизы, которые зачастую существенно короче, чем long play (LP) или, если по-простому, студийный альбом. Мини-альбом обычно выпускается либо в поддержку полноформатного альбома (вместо синглов), содержа в себе уже известные песни, либо выходит совершенно обособленно и в нём можно услышать неизданный более нигде (кроме сборников и лайвов) материал.
За примерами ходить не надо: в 1992 году вышел «Sap», первый мини-альбом группы Alice in Chains. Ещё «Watery, Domestic» коллектива Pavement, продолживший линию их дебютника «Slanted and Enchanted». Обе записи отличные и песни с них не попадали на полноформатные студийные альбомы.
Та же самая история вышла и с мини-альбомом, о котором сегодня я поговорю подробнее. Начнём.
1992 год. Трент Резнор отказывается выпускать новую музыку. TVT Records, подписавшие контракт с Nine Inch Nails на основе его первой демо-записи, настаивают на продолжении его чрезвычайно успешного дебютного альбома 1989 года «Pretty Hate Machine». Лейбл нуждается в коммерческом, легко усваиваемом синти-попе, не замечая, что жанр давным-давно исчерпал себя.
Сам Резнор хочет более мрачного, индастриал-металлического звучания.
Определённо, ситуация тупиковая.
«Когда мы впервые подписали контракт, TVT уже имели собственное представление о том, какой группой мы должны были стать, а не о том, кем мы были на самом деле. Поэтому, когда они впервые послушали "Pretty Hate Machine", то оказались в гневе, потому как альбом был совсем не той поп-музыкой, которую они ждали. Им нужен был очень коммерческий, легко усваиваемый, одноразовый продукт, который бы хорошо продавался и принёс гору денег. А я был больше заинтересован в том, чтобы делать то, что считал художественно правильным, надеюсь, сохраняя некоторую целостность».
Трент Резнор о разногласиях с лейблом звукозаписи, 1992 год.
Но всё же Nine Inch Nails желали продолжать карьеру, а посему Трент принял весьма неординарное решение: запись нового материала коллектива проходила в обстановке строжайшей секретности.
«Нам с Фладом (он работал и над "Pretty Hate Machine") пришлось записывать "Broken" под другим названием группы, так как если бы представители TVT узнали, что мы записываемся, то они элементарно конфисковали бы всю музыку».
Трент Резнор для Spin, 1996 год.
Причина, по которой записывался именно мини-альбом, а не полноформатник, частично проистекает из предыдущего тезиса: в атмосфере секретности делать что-то около года крайне сложно (потому на всё про всё ушло несколько месяцев 1992-го, а заодно ребята сменили порядка шести студий звукозаписи). И плюс – количество записанных и устраивающих музыкантов песен не подходило для полного метра.
Что ж, если составлять подборки по типу «Музыканты, сильно поменявшие своё звучание по ходу карьеры» – Трент Резнор и его девятидюймовые гвозди будут в числе первых, о ком я вспомню. «Pretty Hate Machine» действительно не был вылизанным синти-поп альбомом в духе Duran Duran или Ultravox. И за это группа удостоилась сравнений не только с экспериментальным периодом Depeche Mode, но и с известными индастриал-группами, вроде Ministry и Skinny Puppy.
На «Broken» эти сравнения переросли в нечто большее, ведь электронный звук стал более грубым, более абразивным. Музыка стала более резкой, с целой горой искажений, а тексты – ещё более злыми.
«Мои вкусы изменились за последние несколько лет с тех пор, как я записал “Pretty Hate Machine”, и музыка, которую я слушал и которая повлияла на меня в то время, сейчас кажется мне немного устаревшей. Меня уже не так вдохновляет традиционная электронная музыка. Но я не отворачиваюсь от электроники, потому что это мой основной инструмент. Кроме того, я всё равно писал песни, используя гитару».
Трент Резнор о звучании «Broken», 1992 год.
Самый привычный треклист «Broken» – восемь треков, среди которых четыре полноценных песни, два инструментала и две кавер-версии.
Вроде бы мало, но эти четыре песни сами по себе настолько хороши, что заслуживают отдельного разговора.
«Wish» – самый известный трек на «Broken». Характерен своим постоянно скачущим ритмом. Но выделяется в первую очередь специально отодвинутым на задний план вокалом Резнора, на фоне которого музыка звучит на принципиально ином уровне. За несколько лет до появления печально известной войны громкости. Впрочем, в этом ничего плохого и нет, ведь «Wish» действительно хороша.
Wish there was something real
Wish there was something true
«Last» – гораздо менее заметный, но не менее злой. Прежде всего интересен своим финальным аутро, в котором Трент совершенно точно обращается к TVT Records:
I wish I could put the blame on you
I want you to make me
I want you to take me
I want you to break me
Then I want you to throw me away
Но куда лучше функцию «дисс-трека» выполняет следующий полноценный номер – «Happiness in Slavery». Собственно, даже само название «Счастье в рабстве» говорит о многом.
Наиболее эмоционально это проявляется в криках:
SLAVE SCREAMS
Раб кричит, думая, что знает всё, что хочет. Раб кричит, думая, что ему есть, что сказать. Раб кричит, он слышит, но не хочет слушать. Раб кричит, его заставляют подчиниться.
Припев – отдельный шедевр.
Don't open your eyes you won't like what you see
The devils of truth steal the souls of the free
Don't open your eyes, take it from me
I have found you can find happiness in slavery
Happiness in slavery
Типичные отношения в скандальной музиндустрии.
А заканчивает эту четвёрку «Gave Up» со своим «я пытался, но в конечном счёте сдался».
Интересный факт: в видеоклипе засветился начинающий музыкант, известный под псевдонимом Мэрилин Мэнсон. Его сольной карьерой Трент Резнор плотно займётся уже совсем скоро.
Инструменталы («Pinion» и «Help Me I Am in Hell») неплохо дополняют общую картину, а кавер-версии («Physical (You're So)» Адама Анта и «Suck» коллектива Pigface), несмотря на их нередкое появление на живых выступлениях Nine Inch Nails, всё же скорее являются необязательными филлерами и звучат совсем отстранённо.
Собственно, эти каверы даже и не в полной мере входят в мини-альбом. На некоторых CD-изданиях после «Gave Up» следовали несколько минут тишины, обозначенные как дорожки с 7-ой по 97-ую, после чего 98-й и 99-й дорожкой начинались каверы, считаясь по сути скрытыми треками. Примерно как-то так.
Мини-альбом вышел 22 сентября 1992 года (то есть скоро он отмечает 30-летие) на лейбле Nothing Records при поддержке Interscope. Таким образом закончилось противоборство Резнора с TVT.
«Broken», несмотря на изначально скромный статус, добился более важного успеха, нежели дебютник. Во-первых, две песни с него принесли Nine Inch Nails целых две «Грэмми» в категории «Лучшее метал-исполнение»: студийная версия «Wish» в 1993 году и представленная выше концертная версия «Happiness in Slavery» в 1996 году. И это единственные премии подобного уровня, полученные Nine Inch Nails.
Не считая «Оскаров», само собой. Только их удостоится сам Трент Резнор.
А во-вторых, музыкант на нём получил долгожданную творческую свободу и желание работать так, как он хочет. И планировал развивать и звук, и текстовую составляющую. Поэтому уже в пресс-релизе к «Broken» Резнор анонсировал возможность выпустить долгожданный следующий альбом Nine Inch Nails в ближайшем будущем.
Этим альбомом станет великий акт саморазрушения под названием «The Downward Spiral». Но о нём как-нибудь в другой раз.
Если понравилось, не забудьте оценить этот материал лайком, оставить комментарий по теме и подписаться на канал, а то вдруг этого ещё не сделали.
Для желающих поддержать канал финансово прилагаю форму ниже:
Рекомендую подписаться и на мой канал в Телеграме. Там периодически появляются анонсы новых материалов и происходит общение с наиболее активными читателями блога.