От всей души поздравляю вас с началом индикта– нового церковного года! Пусть он запомнится вам глубоким и искренним молитвенным общением с Господом, приобщением к глубинам церковных таинств, добрыми делами и успехами в духовной работе над собой, уважением к Русской Православной Церкви и многовековым нравственным и религиозным традициям нашего народа. Здоровья и любви вам и вашим родным! Божией помощи во всех благих начинаниях!
В древнем Риме индиктом назывался порядковый номер года внутри регулярно повторяющегося пятнадцатилетнего промежутка времени, необходимого для сбора налогов. Официально это летоисчисление ввёл император Константин Великий. Первоначально индикт начинался с 23 сентября – даты рождения первого римского императора, но в 5 веке из практических соображений начало года перенесли на 1 сентября. Именно эта дата - 1 сентября по старому стилю и 14 сентября по новому – вошла в русский православный календарь как церковное Новолетье, которое всегда отмечается в храмах благодарственным молебном. До 1700 года начало церковного и календарного Нового года совпадало, и лишь реформа Петра 1 перенесла старт очередного года на 1 января. Интересно, что церковное Новолетье приходится на 14 сентября только в 20 и 21 веке, в 19 столетии оно отмечалось 13 сентября, а с 22 века будет праздноваться 15 сентября.
У многих из вас может возникнуть резонный вопрос: а почему бы не начинать церковный Новый год одновременно с календарным, в январе?
Из Библейского повествования о первом дне творения мы помним, что сотворению света предшествовала полная тьма, и только потом Бог сотворил свет, и отделил его от тьмы. Как говорит Священное Писание: "И был вечер, и было утро: день один". Поэтому еще с ветхозаветных времен Церковь установила начало богослужебного дня именно вечером, а не утром. Так и церковное Новолетье начинается с осени – вечера календарного года. В основе такого определения начала нового года и земного дня лежит воспоминание о Божественном сотворении мира.
Становится понятным и последование церковных праздников в году. Оно начинается с 21 сентября по новому стилю – с Рождества Пресвятой Богородицы, через которую в наш тварный мир явился Спаситель. А завершается годичный круг богослужений 28 августа по новому стилю -Успением Пресвятой Богородицы, ознаменовавшим переход Божией Матери из временной жизни в вечную. Между двумя этими событиями протекает год жизни православного христианина, который должен быть наполнен для него глубоким духовным содержанием и смыслом.
Есть и другое объяснение даты празднования церковного Новолетья. Она была установлена на Первом Вселенском соборе в 325 году в память об официальном прекращении равноапостольным царем Константином Великим гонений на христианскую Церковь.
Символически рождаясь вместе с Приснодевой в начале церковного года, христианин призывается прожить предстоящие 12 месяцев, помятуя о Божией искре в душе каждого из нас. И весь год мы вехами больших и малых праздников отмечаем важнейшие события в жизни Пресвятой Богородицы и Господа нашего Иисуса Христа.
Любой христианский праздник – это лишь отблеск небесного торжества, попытка человека осознать и приблизиться к совершенству Творца. И каждый день церковного календаря дает нам примеры того, что это возможно. Святые и праведные, просветители и мученики, исповедники и блаженные - многие из них были фактически нашими современниками, которые смогли хотя бы на мгновение стать достойными Божьего замысла и войти в Царство Небесное. Быть достойными Творца я желаю и всем нам.