Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

"Любовь и голуби" (СССР, 1984) и "Любовь по заказу" (Россия, 1992)

Любовь и голуби. СССР, 1984. Режиссер Владимир Меньшов. Сценарист Владимир Гуркин (адаптация собственной пьесы). Актеры: Александр Михайлов, Нина Дорошина, Людмила Гурченко, Сергей Юрский, Наталья Тенякова и др. 44,5 млн. зрителей за первый год демонстрации в кинотеатрах.

Герои комедии Владимира Меньшова «Любовь и голуби» живут где-то в далекой сибирской деревне. Вася разводит голубей, а его жена Надя хлопочет по хозяйству. Но авторы приготовили герою сюжетный сюрприз, из-за чего вся его жизнь пошла наперекосяк. На экране это выглядит эффектным трюком — падает отпускник Вася, не удержавшись на ступеньках родного порога, и проваливается в глубину ласковой черноморской волны... И ждет его там, как водится, встреча с красивой разлучницей в феерическом исполнении Людмилы Гурченко...

А зачем, собственно, весь этот сыр-бор? Коснуться до всего слегка, вперемежку с солеными шуточками позабавить зрителей чудаковатостью персонажей-простачков? Поразить профессионалов лихими монтажными переходами, реанимацией мельесовских трюков начала века вроде зажигающихся на небе звезд в форме предостерегающей фразы: «Вася, будь осторожен!»? Или речь идет о том, что рано или поздно родственные и дружеские чувства возьмут свое, и состоится возвращение «блудного сына» к покинутому семейному очагу? И вновь будет по-старому, даже еще лучше. Главное — не падать духом, не унывать, а жить весело, с настроением, легко.

А может, все сразу, вместе? И то, и другое, и третье? Обращение к сказочным, фольклорным мотивам в расчете на самую широкую зрительскую аудиторию?

Александр Федоров

-2

Любовь по заказу. Россия, 1992. Режиссер Ярополк Лапшин. Сценарист Сергей Ливнев. Актеры: Сергей Зуев, Ирина Бородулина, Елена Сергеева, Татьяна Скороходова, Андрей Толубеев, Татьяна Малягина, Екатерина Сибирякова, Валерий Николаев и др.

Сценарист (а также режиссер фильмов «Кикс» и «Серп и молот») Сергей Ливнев обожает истории, написанные словно шутя, с пародийными фигурами и ситуациями, постмодернистскими штучками.

Однако на сей раз его сценарий попал в руки одному из ветеранов отечественного кино Ярополку Лапшину, известному прежде по многосерийным экранизациям сибирской классики. При постановке современной мелодрамы «Любовь по заказу» этот режиссер, похоже, руководствовался давно испытанными принципами бытового правдоподобия.

Вот почему рассказ о простом парне, который хотел из-за измены любимой девушки покончить с собой, но потом, став пожарным, вытащил из огня новую симпатичную пассию, получился утомительно монотонным, лишенным озорного подмигивания залу. Вместо иронического переосмысления штампов киномелодрамы (надо думать, замысленного Сергем Ливневым) получилось занудное нравоучение с невыразительной актерской игрой.

Александр Федоров