В этом удручающем выпуске:
- Образование наших предков
- Пропажа театральных мастеров
- Профессия артиста - это ТОП!
Помните свой самый первый праздник, который в нашей стране завуалированно называется «День знаний»? Своё первое Сентября?
Праздник, кстати, молодой, ему не так много лет. Если перемещаться назад во времени, то стандарты получения образования были примерно такими:
В 2022 году у ребёнка в первом классе должна быть музыкальная школа, спортивная секция, углубленное изучение математики, отдельный репетитор по английскому и что-то лёгкое для выходных… шахматы, например…
При том, что стандартным образованием родителей этого ребёнка будет обыкновенная шарага. Они не ходили на курсы иностранного языка, спортивной секцией был турник во дворе, а музыкальной школой служил магнитофон с кассетами, которые удобно перематывать простым карандашом.
Я не про всех, естественно, есть огромное количество людей с высшим, а то и с двумя высшими образованиями, и эти люди зачастую сами английский учили, потому что понимали, как это необходимо, но… мы сейчас с вами говорим про усреднённое, помните?
В свою очередь, наши бабушки и дедушки не могут похвастать хоть каким-то образованием. Истории о том, как бабушка в детстве шла в ближайшую школу, которая на другом конце континента, в минус сорок, через леса и болота где волки выть боятся, не выдумка. Приходит так в школу ваша бабушка будучи ещё ребёнком, лица не видно из-за инея, который сугробом свисает с ресниц. Сама в три шубы одетая, всей деревней собирали ей одежду. За спиной санки с мешком говядины, это учительнице подаришь, скажешь Кузьмич наш привет передавал, а ещё у бабушки рукав порван, потому что ей с волками драться пришлось за этот самый мешок… И вот учительница глядит на этого ребёнка и думает. А чему я смогу обучить ее. Судя по ее тяжелому взгляду, она уже всё осознала, и поняла, что такое жизнь…
И это мы дошли только до поколения наших бабушек. Там, глубже, в прошлом, вопрос образования начинался с удара палкой и заканчивался самоиспытанием. Полез к каше вперёд батьки - получил ложкой по лбу. Съел не ту травинку, отравился - сидишь в кустах, лапухи рвёшь. Так и накапливался человеческий опыт. Путём проб и ошибок.
Мы можем установить себе в телефон приложеньку в 200.000 книг. Наши прадедушки и прабабушки в большинстве своём не умели читать. Посмотрите фильм «Девчата» 1962 года и подумайте об этом на досуге…
А что с театральным образованием в нашей с вами стране? С ним всё в порядке, уверяю вас. Потому как его нет. Сегодня я постараюсь не растягивать хронометраж выпуска, потому как читать бубнеж старика никто не любит, расскажу вам пару баек про театральный институт, который сам окончил, что ожидает абитуриентов на театральном Урале, и почему образование в нашей стране - это кот Шрёдингера…
Итак, вы поступили в театральный вуз. Про то, через какие круги ада нужно пройти абитуриенту, можно писать отдельный выпуск, и, обязательно, с кем-то ещё. Может потом сделаю некую инструкцию «Как не получить нервный срыв при поступлении в театральный ВУЗ»… но потом.
Вы уже поступили и смотрите на своё расписание. А там: русский язык, русская и зарубежная литература, русский и зарубежный театр, история отечества, философия, экономика, история изобразительного искусства, история кинематографа, основы безопасности жизнедеятельности и английский язык… или французский, надо отдать должное свободе выбора в этой стране…
Ну что? Похоже на программу будущего театральной России? Конечно похоже, если вы собираетесь критиковать сцену, а не играть на ней.
Практические и профильные дисциплины тоже есть, конечно. Танец современный и классический, вокал, сценическая речь и сценическое движение, фехтование и грим… всё. Больше актёру ничего не нужно.
Ещё есть мастерство, но об этом в конце, не хочу ампутировать ваше желание поступать сразу, мне важно, чтобы вы сами разочаровались в своих розовосопливых мечтах о театре, как о храме искусства…
Итак, идём по порядку.
Классический танец - это арабеск, аттитюд, жэте, пируэт, бра, батю, камбрэ, шене, купэ, па курю, да гежэ, деми плие, и релевэ… Да, французский всё-таки придётся выучить… С другой стороны, если вы хоть как-то владеете своим телом, и способны провальсировать с партнером одну минуту, вы уже реализовали свой творческий потанцевал. Ждать, что вас научат танцевать гопак, чечётку или краковяк не стоит. Этого нет в стандартах министерства образования…
Современный танец, как современное искусство. Ни-че-го не понятно, но крайне занимательно. Если стоять пять минут на авансцене и с тоской глядеть в зрительный зал с вытянутой ладонью - это современный танец, да представьте. А вот если вас на сцене внезапно накроет подобие эпилептического припадка в сумме с ударами электрошокера - это тоже современный танец. И вот это как раз-таки входит в стандарты министерства образования…
Вокал в театральном институте носит номинальный характер. Попадаешь ли ты в ноты и чувствуешь ли ритм выясняют ещё на вступительных, потому как без этих Талантов в театре просто делать нечего. Не приговор, как бы, но… известно, что Андрей Миронов категорически не мог попадать в ноты и терпеть не мог пение. А теперь вспомните, сколько песен по итогу он спел? Остров невезения, Парус одинокий, Бабушка с крылышками бяк-бяк-бяк-бяк… Миронов пел в каждом фильме и спектакле. И… занимался пением с преподавателем всю свою жизнь…
Вокал, кстати, это термин, который ввела Советская власть, сделав из искусства ремесло. С тех пор сразу понятно, перед тобой певица или вокалистка.
Будущему актёру или артисту… вы же знаете разницу между ними, вам же не нужно говорить, что актёр это только драматическое действие, а артист ещё умеет минимум петь и танцевать, а максимум делать сальто на роликах, жонглируя факелами…
Итак, будущему актёру или артисту на сцене придётся произносить реплики или , не приведи Господь, монологи. Здесь на помощь приходят преподаватели сценической речи. И, пожалуй, это единственная отдушина во всём этом выпуске, так как наша Уральская речевая школа в стране на хорошем счету. Вас быстро отучат сглатывать слова и окать. Окать - это когда мОлоко. Акать - это когда мАлако, а правильно сказать мЫлако. Почему молоко стало вдруг мылом? Ну потому что это называется орфоэпия… Короче, большинство теле- и радио-ведущих на Урале так или иначе владеют орфоэпией, дикцией и логикой. И владеют ими весьма и весьма прилично.
Сценическое движение и фехтование это боль. Непрекращающаяся , невыносимая, острая, тупая, резкая боль. Вы станете сильнее, выше, быстрее. Вы научитесь поднимать девушек за ступни одной рукой, стоять на плечах партнера, кувыркаться по деревянному полу вдвоём и втроём, бегать по стенам и драться стульями. Звучит, как боевая подготовка Капитана Америки. Так оно и есть. Крепатура мышц станет для вас чем то таким же естественным, как лучики солнца по утру.
А знаете, как часто работая в театре вы сможете бляснуть своими навыками сцендвижения или владением рапиры? - Никогда. На любую постановку сценического боя или чего-то такого вызывается специальный человек. Этот самый постановщик, используя минимальные затраты, поставит максимально зрелищное действие.
Но я же умею делать сальто, кричит в своей душе студент второкурсник. Да , умеешь. Сейчас. А через три-четыре года уже не сумеешь. Потому что твоё тело стареет, и без должных тренировок три раза в неделю твоё сальто рискует не впечатлить достопочтенную публику и сломать твою ногу в двух местах. Потому что сцендвижок и фехтование - это боль.
Грим - предмет не больный, но почти такой же бестолковый, как и движок. Почти на каждый спектакль в своей жизни ты будешь накладывать один и тот же грим, и если ты девочка, которая умеет худо-бедно привести лицо в порядок, можно на грим и не ходить. Потому как там, на этих уроках, вы научитесь рисовать азиатов, скелетов, стариков, уменьшать нос и увеличивать губы… Но все это сложно и долго, поэтому перед спектаклем ты бежишь в гримёрный цех и тетя Наташа тебе все быстренько рисует… Не пригождается грим. Да и не гримируется никто этой маслянистой палитрой.
А вот что действительно пригождается в жизни, так это теоретические предметы. Только в театральном ВУЗе вы наконец-то поймете кто такой Пушкин, узнаете, что Мастер и Маргарита недописанный роман, что структуру современного ситкома придумали еще в 16 веке, и что в этой стране в театры ходит 1 процент населения. В среднем, конечно. В трех столицах, Москва, Питер и Екатеринбург по театрам люди ходить любят, но в среднем… один процент, представьте себе.
И вот теперь, когда ты весь из себя такой умный и благоразумный, на шпагат садишься, си бемоль не фальшивишь, с макияжем Кощея и пробкой от вина в зубах, ты идешь на мастерство… Ты открываешь аудиторию, руки трясутся, ноги подкашиваются, ведь там тебя ждет Мастер. С большой буквы. Этот человек приоткроет тебе таинства театра, научит страдать на сцене так, чтоб все выли, научит шутить так, чтоб даже те, кто служил в армии смеялись. Он научит тебя, как правильно говорить “Быть или не быть…”. Открываешь дверь, а там…
А там никого нет. Мало кто из театральных студентов видел своего мастера. Обычно это чрезвычайно именитые люди, фамилия которых на курсе делает хорошую рекламу и рейтинг театрального ВУЗа. Но мастер всегда занят. У него свои спектакли и съемки, не дай Бог книгу пишет, уехал на фестиваль, форум еще куда-то. И приходит он на выпускной, чтобы сфотографироваться со своими, взрощенными им самим, молодец какой, студентами. Будущим театральной России.
Предмет, напоминаю, называется мастерство.
Но кто же все это время преподавал вместо него? А кто-нибудь из его выпускников. Кто-то, кто еще не до конца разочаровался в театре, как в феномене, и в мастере, как покровителе. Таких немного, но встречаются. Эти люди за три копейки отдают студентам свое время, горький опыт, они и друзья и наставники, они ходят на все ваши экзамены, где гордятся вами до слез. Они ругают вас за гулянки и гуляют вместе с вами. Они пытаются исправить в вас все те ошибки, которые были раньше. Они ваши мастера, с маленькой буквы.
Каждый такой мастерёнок может пронести на своих плечах один, максимум два курса. Дальше сил его не хватает. Денег это не приносит, кажется, что студенты обнаглели уже в край, и никто его не поддерживает. Так что такие люди недолговечны.
И вот, вы выпускаетесь из института. Ты новый, опытный и готов ко всему. Где мои спектакли, где мои съемки, где я смогу реализовать весь свой неисчерпаемый потенциал? - Нигде. Если вы и вправду богом поцелованный играть на сцене, вы уже с первого курса, если не раньше, станете востребованным, и учить вас - только портить. А если вы поступили на платное, то имейте ввиду: стоимость одного года в театральном вузе начинается от 250 тысяч, а зарплата начинающего артиста от 16 тысяч. Сможете посчитать сколько сезонов нужно отработать, чтобы только отбить свое пятилетнее обучение?
Поэтому выпускники театрального либо страдают в безденежье, либо идут в преподаватели без преподавательского образования, либо открывают свои студии, либо... пишут подкасты…
Кто-нибудь послушает эти байки и скажет: "Ой, да тебя просто обидел кто-то, вот ты и дуешься!" - Обидел, отвечу я, конечно обидел! Сам театр. И пишу я этот выпуск только по одной причине, если вам суждено играть, если вы фанатик своего дела, вы и так не бросите театр. А если нет… Тогда рано или поздно театр бросит на лопатки вас.
Занимайтесь образованием самостоятельно. Ходите в спортзал, нанимайте репетиторов по вокалу и не прекращайте говорить с пробкой в зубах. Артист - это самая великая работа на Земле. Это самая сложная, непостижимая, загадочнорутинная, окрыленнообидчивая и неповторимая работа на Земле. Есть, конечно, космонавт, президент… Но артист…
Кто ж еще согласиться всю жизнь работать за аплодисменты?
Подписывайтесь на канал Яндекс.Дзен, вступайте в группу VK "Байки Турова" / Подкаст
Загляните в одноименный Telegram-канал
Ищите выпуски подкаста в Яндекс.Музыке. Новая статья через неделю, всем большое спасибо и всем большой пока!