Найти тему

"Аплодисменты"

vk.com/turov_bayki
vk.com/turov_bayki

В этом удручающем выпуске:

- Образование наших предков
- Пропажа театральных мастеров
- Профессия артиста - это ТОП!

Помните свой самый первый праздник, который в нашей стране завуалированно называется «День знаний»? Своё первое Сентября?

Вы посмотрите, сколько счастья на лицах!
Вы посмотрите, сколько счастья на лицах!

Праздник, кстати, молодой, ему не так много лет. Если перемещаться назад во времени, то стандарты получения образования были примерно такими:

В 2022 году у ребёнка в первом классе должна быть музыкальная школа, спортивная секция, углубленное изучение математики, отдельный репетитор по английскому и что-то лёгкое для выходных… шахматы, например…

При том, что стандартным образованием родителей этого ребёнка будет обыкновенная шарага. Они не ходили на курсы иностранного языка, спортивной секцией был турник во дворе, а музыкальной школой служил магнитофон с кассетами, которые удобно перематывать простым карандашом.

Я не про всех, естественно, есть огромное количество людей с высшим, а то и с двумя высшими образованиями, и эти люди зачастую сами английский учили, потому что понимали, как это необходимо, но… мы сейчас с вами говорим про усреднённое, помните?

А сколько счастья на этом фото!
А сколько счастья на этом фото!

В свою очередь, наши бабушки и дедушки не могут похвастать хоть каким-то образованием. Истории о том, как бабушка в детстве шла в ближайшую школу, которая на другом конце континента, в минус сорок, через леса и болота где волки выть боятся, не выдумка. Приходит так в школу ваша бабушка будучи ещё ребёнком, лица не видно из-за инея, который сугробом свисает с ресниц. Сама в три шубы одетая, всей деревней собирали ей одежду. За спиной санки с мешком говядины, это учительнице подаришь, скажешь Кузьмич наш привет передавал, а ещё у бабушки рукав порван, потому что ей с волками драться пришлось за этот самый мешок… И вот учительница глядит на этого ребёнка и думает. А чему я смогу обучить ее. Судя по ее тяжелому взгляду, она уже всё осознала, и поняла, что такое жизнь…

Это наши бабушка и дедушка по пути в школу...
Это наши бабушка и дедушка по пути в школу...

И это мы дошли только до поколения наших бабушек. Там, глубже, в прошлом, вопрос образования начинался с удара палкой и заканчивался самоиспытанием. Полез к каше вперёд батьки - получил ложкой по лбу. Съел не ту травинку, отравился - сидишь в кустах, лапухи рвёшь. Так и накапливался человеческий опыт. Путём проб и ошибок.

Мы можем установить себе в телефон приложеньку в 200.000 книг. Наши прадедушки и прабабушки в большинстве своём не умели читать. Посмотрите фильм «Девчата» 1962 года и подумайте об этом на досуге…

А что с театральным образованием в нашей с вами стране? С ним всё в порядке, уверяю вас. Потому как его нет. Сегодня я постараюсь не растягивать хронометраж выпуска, потому как читать бубнеж старика никто не любит, расскажу вам пару баек про театральный институт, который сам окончил, что ожидает абитуриентов на театральном Урале, и почему образование в нашей стране - это кот Шрёдингера…

Абитуриент театрального ВУЗа
Абитуриент театрального ВУЗа

Итак, вы поступили в театральный вуз. Про то, через какие круги ада нужно пройти абитуриенту, можно писать отдельный выпуск, и, обязательно, с кем-то ещё. Может потом сделаю некую инструкцию «Как не получить нервный срыв при поступлении в театральный ВУЗ»… но потом.

Вы уже поступили и смотрите на своё расписание. А там: русский язык, русская и зарубежная литература, русский и зарубежный театр, история отечества, философия, экономика, история изобразительного искусства, история кинематографа, основы безопасности жизнедеятельности и английский язык… или французский, надо отдать должное свободе выбора в этой стране…

Ну что? Похоже на программу будущего театральной России? Конечно похоже, если вы собираетесь критиковать сцену, а не играть на ней.

Практические и профильные дисциплины тоже есть, конечно. Танец современный и классический, вокал, сценическая речь и сценическое движение, фехтование и грим… всё. Больше актёру ничего не нужно.

Ещё есть мастерство, но об этом в конце, не хочу ампутировать ваше желание поступать сразу, мне важно, чтобы вы сами разочаровались в своих розовосопливых мечтах о театре, как о храме искусства…

Итак, идём по порядку.

На занятиях девчонки занимаются спереди...
На занятиях девчонки занимаются спереди...

Классический танец - это арабеск, аттитюд, жэте, пируэт, бра, батю, камбрэ, шене, купэ, па курю, да гежэ, деми плие, и релевэ… Да, французский всё-таки придётся выучить… С другой стороны, если вы хоть как-то владеете своим телом, и способны провальсировать с партнером одну минуту, вы уже реализовали свой творческий потанцевал. Ждать, что вас научат танцевать гопак, чечётку или краковяк не стоит. Этого нет в стандартах министерства образования…

Современный танец, как современное искусство. Ни-че-го не понятно, но крайне занимательно. Если стоять пять минут на авансцене и с тоской глядеть в зрительный зал с вытянутой ладонью - это современный танец, да представьте. А вот если вас на сцене внезапно накроет подобие эпилептического припадка в сумме с ударами электрошокера - это тоже современный танец. И вот это как раз-таки входит в стандарты министерства образования…

Педагог и студент делают вид, что заняты делом. Прям, как в жизни...
Педагог и студент делают вид, что заняты делом. Прям, как в жизни...

Вокал в театральном институте носит номинальный характер. Попадаешь ли ты в ноты и чувствуешь ли ритм выясняют ещё на вступительных, потому как без этих Талантов в театре просто делать нечего. Не приговор, как бы, но… известно, что Андрей Миронов категорически не мог попадать в ноты и терпеть не мог пение. А теперь вспомните, сколько песен по итогу он спел? Остров невезения, Парус одинокий, Бабушка с крылышками бяк-бяк-бяк-бяк… Миронов пел в каждом фильме и спектакле. И… занимался пением с преподавателем всю свою жизнь…

Вокал, кстати, это термин, который ввела Советская власть, сделав из искусства ремесло. С тех пор сразу понятно, перед тобой певица или вокалистка.

Будущему актёру или артисту… вы же знаете разницу между ними, вам же не нужно говорить, что актёр это только драматическое действие, а артист ещё умеет минимум петь и танцевать, а максимум делать сальто на роликах, жонглируя факелами…

Это ваш реквизит. Приятно, правда?
Это ваш реквизит. Приятно, правда?

Итак, будущему актёру или артисту на сцене придётся произносить реплики или , не приведи Господь, монологи. Здесь на помощь приходят преподаватели сценической речи. И, пожалуй, это единственная отдушина во всём этом выпуске, так как наша Уральская речевая школа в стране на хорошем счету. Вас быстро отучат сглатывать слова и окать. Окать - это когда мОлоко. Акать - это когда мАлако, а правильно сказать мЫлако. Почему молоко стало вдруг мылом? Ну потому что это называется орфоэпия… Короче, большинство теле- и радио-ведущих на Урале так или иначе владеют орфоэпией, дикцией и логикой. И владеют ими весьма и весьма прилично.

Крепатура...
Крепатура...

Сценическое движение и фехтование это боль. Непрекращающаяся , невыносимая, острая, тупая, резкая боль. Вы станете сильнее, выше, быстрее. Вы научитесь поднимать девушек за ступни одной рукой, стоять на плечах партнера, кувыркаться по деревянному полу вдвоём и втроём, бегать по стенам и драться стульями. Звучит, как боевая подготовка Капитана Америки. Так оно и есть. Крепатура мышц станет для вас чем то таким же естественным, как лучики солнца по утру.

А знаете, как часто работая в театре вы сможете бляснуть своими навыками сцендвижения или владением рапиры? - Никогда. На любую постановку сценического боя или чего-то такого вызывается специальный человек. Этот самый постановщик, используя минимальные затраты, поставит максимально зрелищное действие.

Но я же умею делать сальто, кричит в своей душе студент второкурсник. Да , умеешь. Сейчас. А через три-четыре года уже не сумеешь. Потому что твоё тело стареет, и без должных тренировок три раза в неделю твоё сальто рискует не впечатлить достопочтенную публику и сломать твою ногу в двух местах. Потому что сцендвижок и фехтование - это боль.

Тонкое скульптурирование и игра свето-тени...
Тонкое скульптурирование и игра свето-тени...

Грим - предмет не больный, но почти такой же бестолковый, как и движок. Почти на каждый спектакль в своей жизни ты будешь накладывать один и тот же грим, и если ты девочка, которая умеет худо-бедно привести лицо в порядок, можно на грим и не ходить. Потому как там, на этих уроках, вы научитесь рисовать азиатов, скелетов, стариков, уменьшать нос и увеличивать губы… Но все это сложно и долго, поэтому перед спектаклем ты бежишь в гримёрный цех и тетя Наташа тебе все быстренько рисует… Не пригождается грим. Да и не гримируется никто этой маслянистой палитрой.

А вот что действительно пригождается в жизни, так это теоретические предметы. Только в театральном ВУЗе вы наконец-то поймете кто такой Пушкин, узнаете, что Мастер и Маргарита недописанный роман, что структуру современного ситкома придумали еще в 16 веке, и что в этой стране в театры ходит 1 процент населения. В среднем, конечно. В трех столицах, Москва, Питер и Екатеринбург по театрам люди ходить любят, но в среднем… один процент, представьте себе.

И вот теперь, когда ты весь из себя такой умный и благоразумный, на шпагат садишься, си бемоль не фальшивишь, с макияжем Кощея и пробкой от вина в зубах, ты идешь на мастерство… Ты открываешь аудиторию, руки трясутся, ноги подкашиваются, ведь там тебя ждет Мастер. С большой буквы. Этот человек приоткроет тебе таинства театра, научит страдать на сцене так, чтоб все выли, научит шутить так, чтоб даже те, кто служил в армии смеялись. Он научит тебя, как правильно говорить “Быть или не быть…”. Открываешь дверь, а там…

Мастерская
Мастерская

А там никого нет. Мало кто из театральных студентов видел своего мастера. Обычно это чрезвычайно именитые люди, фамилия которых на курсе делает хорошую рекламу и рейтинг театрального ВУЗа. Но мастер всегда занят. У него свои спектакли и съемки, не дай Бог книгу пишет, уехал на фестиваль, форум еще куда-то. И приходит он на выпускной, чтобы сфотографироваться со своими, взрощенными им самим, молодец какой, студентами. Будущим театральной России.

Предмет, напоминаю, называется мастерство.

Но кто же все это время преподавал вместо него? А кто-нибудь из его выпускников. Кто-то, кто еще не до конца разочаровался в театре, как в феномене, и в мастере, как покровителе. Таких немного, но встречаются. Эти люди за три копейки отдают студентам свое время, горький опыт, они и друзья и наставники, они ходят на все ваши экзамены, где гордятся вами до слез. Они ругают вас за гулянки и гуляют вместе с вами. Они пытаются исправить в вас все те ошибки, которые были раньше. Они ваши мастера, с маленькой буквы.

Подмастерье
Подмастерье

Каждый такой мастерёнок может пронести на своих плечах один, максимум два курса. Дальше сил его не хватает. Денег это не приносит, кажется, что студенты обнаглели уже в край, и никто его не поддерживает. Так что такие люди недолговечны.

И вот, вы выпускаетесь из института. Ты новый, опытный и готов ко всему. Где мои спектакли, где мои съемки, где я смогу реализовать весь свой неисчерпаемый потенциал? - Нигде. Если вы и вправду богом поцелованный играть на сцене, вы уже с первого курса, если не раньше, станете востребованным, и учить вас - только портить. А если вы поступили на платное, то имейте ввиду: стоимость одного года в театральном вузе начинается от 250 тысяч, а зарплата начинающего артиста от 16 тысяч. Сможете посчитать сколько сезонов нужно отработать, чтобы только отбить свое пятилетнее обучение?

Поэтому выпускники театрального либо страдают в безденежье, либо идут в преподаватели без преподавательского образования, либо открывают свои студии, либо... пишут подкасты…

Кто-нибудь послушает эти байки и скажет: "Ой, да тебя просто обидел кто-то, вот ты и дуешься!" - Обидел, отвечу я, конечно обидел! Сам театр. И пишу я этот выпуск только по одной причине, если вам суждено играть, если вы фанатик своего дела, вы и так не бросите театр. А если нет… Тогда рано или поздно театр бросит на лопатки вас.

Мой поклон дочитавшим до этого места...
Мой поклон дочитавшим до этого места...

Занимайтесь образованием самостоятельно. Ходите в спортзал, нанимайте репетиторов по вокалу и не прекращайте говорить с пробкой в зубах. Артист - это самая великая работа на Земле. Это самая сложная, непостижимая, загадочнорутинная, окрыленнообидчивая и неповторимая работа на Земле. Есть, конечно, космонавт, президент… Но артист…

Кто ж еще согласиться всю жизнь работать за аплодисменты?

Подписывайтесь на канал Яндекс.Дзен, вступайте в группу VK "Байки Турова" / Подкаст

Загляните в одноименный Telegram-канал

Ищите выпуски подкаста в Яндекс.Музыке. Новая статья через неделю, всем большое спасибо и всем большой пока!