Как и следовало ожидать, смерть королевы Елизаветы II, находившейся на троне целых семь десятилетий, запустила процесс бурления внутри британского Commonwealth. Напомним, что король Соединённого королевства является прямым правителем 15 государств (включая саму Великобританию):
Конечно, надо понимать, что роль монарха в этих странах исключительно символична, и он не принимает никакого реального участия в управлении. Тем не менее, именно этот символизм как напоминание о колониальном прошлом, и двигает многие государства к тому, чтобы полностью освободить себя от пусть и чисто формальных, но всё ещё существующих связей с бывшей метрополией.
Через несколько часов после объявления о смерти королевы лидер австралийских зелёных Адам Бандт написал в Твиттере*:
Некоторые изменения даже на чисто символическом уровне происходят прямо сейчас. Так, правительство Австралии заявило, что изображение короля Карла III не заменит автоматически изображение королевы Елизаветы II на банкнотах номиналом 5 австралийских долларов и будет заменено австралийскими цифрами.
Сообщила о своих намерениях и премьер-министр Новой Зеландии Джасинда Ардерн. По её словам, несмотря на то, что прямо сейчас на первом месте стоит экономический кризис, а не политические вопросы, в конечном итоге они несомненно станут республикой.
Неутешительные для Карла III новости и из Канады. Согласно последним опросам, только 35% канадцев хотят, чтобы страна оставалась конституционной монархией. А видеть на своей валюте нового короля готовы и вовсе менее четверти опрошенных.
Однако больше всего движение активизировалось на островных государствах в южной части Тихого океана и Карибского бассейна, которые сильней пострадали от британского колониального господства.
Сразу после того, как Чарльз был провозглашен королем, премьер-министр Антигуа и Барбуды Гастон Браун сообщил, что в ближайшее время они проведут референдум о переходе к республике и смещении британского короля с поста главы государства.
В подвешенном состоянии обстоит ситуация и с Ямайкой, где активизация республиканских настроений началась с прошлого года. Премьер-министр Эндрю Холнесс ещё во время визита принца Уильяма открыто заявил о своём желании поностью порвать с колониальным прошлым. Смерть королевы, вероятней всего, значительно ускорит этот процесс.
Все эти намерения вполне закономерны. Британская монархия является историческим пережитком колониальной эпохи, и в современном мире ей больше нет места. Более того, Соединённому королевству больше абсолютно нечего предложить этим странам ни в политическом, ни в экономическом плане. Самим бы не развалиться.