Старинные механические и кварцевые часы, радиоприемники и радиолы – эти приборы обретают вторую жизнь в руках доцента кафедры технологического оборудования и систем жизнеобеспечения КубГТУ Олега Никонова. Более 30 лет он имеет дело со стрелками, шестеренками, поврежденными корпусами и многими другими запчастями. Так мастер продолжает дело своего деда, который был опытным краснодарским часовщиком.
– Когда появился интерес к ремонту и реставрации?
– В 10 лет из детского мальчишеского любопытства разобрал часы. Тогда и понял, что мне нравится работать с механизмами. Можно сказать, мое профессиональное будущее было предрешено – по образованию я инженер-механик.
– Сколько на сегодняшний день в Вашей коллекции отреставрированных приборов?
– Около 40 часов и 10 радиоприемников. Отремонтированных, конечно, гораздо больше. В среднем на работу уходит месяц, но есть и такие экземпляры, над которыми тружусь год. Самое затратное по времени в реставрации – это корпус. Иногда бывает намного проще починить механизм, чем восстановить циферблат или маятник. Завожу часы раз в неделю. Занятие не из простых, учитывая их количество.
– Как Вы находите приборы?
– В основном это барахолки. Родственники и знакомые, которые знают о моем увлечении, всегда подсказывают мне, если встречают интересные экземпляры. Некоторые отдают даром.
– Какие самые старинные приборы к Вам попадали?
– Самые старые часы – середина XIX века. Есть просто редкий экземпляр – по своему механизму очень похож на часы, которые устанавливали на маяках. Самые ценные для меня – небольшие часики, купленные у одного часовщика. Мать сказала, что они принадлежали моему деду, помнит, как стояли у него на рабочем столе.
Если говорить о радиоприемниках, то над самым старинным я сейчас работаю. Прибор выпущен Александровским заводом в мае 1941 года. Интересный экземпляр – советский приемник "Фестиваль", названный так в честь проходившего в Москве фестиваля молодежи и студентов в 1957 году. Он был собран по супергетеродинной схеме на девяти плоскостных транзисторах и предназначен для приема передач радиовещательных станций, имел проводной пульт управления всеми функциями.
– Что нужно для восстановления часов, кроме Ваших золотых рук?
– Использую подручный инструмент, который можно найти в арсенале любого мужчины, только миниатюрный: отвертки, напильник, плоскогубцы, сверла. Есть небольшой токарный станок. Ничего необычного или секретного.
– Вы когда-нибудь задумывались над продажей коллекции?
– Нет, жалко. У человека должно быть хобби, иначе остается одно: лень, диван, телевизор. Если ко мне что-то попадает, то уже не уходит из дома. Это дело для души, не для получения прибыли. Мое хобби помогает и в образовательном процессе: иногда приношу на семинары небольшие часы, рассказываю студентам о работе механизме. Интересная практика получается.
Дарья Семионова, главный редактор.