Найти тему

СДВГ: педагогу и родителю на заметку. Интервью с экспертом

Сегодня мы взяли интервью у преподавателя, заведующей учебной частью и куратора Московского городского открытого колледжа Калининой Анастасии Викторовны.

Анастасия Викторовна, здравствуйте! Давайте сегодня поговорим о том, как педагогу и родителю распознать проявления СДВГ у школьника, чтобы своевременно обратиться к специалисту для коррекции поведения, улучшения успеваемости и повышения качества жизни ребенка!
Добрый день, конечно, это важная тема, обсудим.
Анастасия Викторовна, что такое СДВГ?

Часто у неуспевающих учеников наблюдаются признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности. В своей практике я сталкивалась с двумя типами учащихся, поведение которых указывало на большую вероятность наличия у них СДВГ. Обычно это дети: либо с повышенной двигательной активностью и скачущим вниманием, которых сложно привлечь к выполнению задания, требующего сосредоточенности / либо витающие в облаках мечтатели.

Есть ли что-то общее у ребят с проявлениями СДВГ?

Если говорить просто, исходя из опыта, то основными критериями могут стать такие:

  • невнимательность к выполняемой работе (как учебным заданиям, так и в ситуации отдыха), неразличение важных деталей, допущение большого количества мелких ошибок;
  • сложность в поддержании аккуратности рабочего места, книг и тетрадей;
  • трудности с выполнением заданий, требующих длительной концентрации: например, когда нужно воспринимать на слух материал более 20 минут, поддержать разговор на одну тему или прочитать сравнительно большой рассказ;
  • начало работы проходит с энтузиазмом, но уже через несколько минут теряют интерес и не доводят дело до конца, даже если сложность не увеличивается;
  • планирование времени, часто опаздывают на урок, не успевают сделать свои дела на переменах, тотально отстают от программы группы.
Анастасия Викторовна, а с какими трудностями встречается преподаватель, работая с детьми с дефицитом внимания?

Здесь трудно и, пожалуй, я не хотела бы обобщать. Вместе с тем, да, некоторые сложности могут поджидать педагогов. Оговорю самые встречающиеся проявления:

  • нарушение дисциплины;
  • агрессия к преподавателю;
  • проблемы с успеваемостью.

Я хотела бы отметить, что эти проблемы имеют свойство усиливаться в случае, если:

  • у детей нет друзей и отношения в семье холодные, не принимающие;
  • педагог не понимает природу возникновения такого поведения и не проявляет чуткости и терпения, позволяет себе “срываться”;
  • отношения с одноклассниками не выстраиваются, нет поддержки педагога-психолога/классного руководителя или куратора.
Что бы Вы порекомендовали делать родителям, если они заметили признаки СДВГ у своего ребенка или уже подростка?
  • не лишним будет обратиться к психологу для диагностики, лучшие результаты показывает психотерапия в когнитивно-поведенческой модальности;
  • постараться отнестись с пониманием к этим особенностям, ведь ребенок не виноват, что он такой, ведь СДВГ имеет психофизиологическую основу. Объем многих отделов коры головного мозга детей с СДВГ меньше, чем у ровесников без синдрома. Особенно видоизменяются функции лобных долей. А это та часть мозга, которая отвечает за: переключение с одного вида деятельности на другой; управление импульсивными реакциями; соблюдение инструкций разной сложности; формирование собственных принципов; планирование деятельности и самоконтроль и т.д.

Если материал был полезен и интересен, подписывайтесь на канал!

Каждую неделю мы создаем и публикуем уникальные статьи по психологии и педагогике в рубрике #эксперты_opencollege и #психология_opencollege , а также размещаем все самые горячие новости из жизни колледжа!