Хочется верить министру Мурашко, но традиция не дозволяет, во-первых, считается, что Минздрав всегда привирает в статистике по определению, во-вторых, не привыкли отдавать лавры первенства, пусть даже такого – по выпитому этиловому спирту на душу соотечественника. Разбираемся, можно ли верить господину министру.
Во Всероссийский день трезвости министр порадовал: «Потребление алкоголя в России с 2008 по 2021 год снизилось почти на 43%. Если в 2008 году показатель составлял 15,7 литра на душу населения в год, то в 2021 году он составляет 9 литров». Чёртову дюжину лет не допиваем «до кромки», а как же с повальным российским пьянством? По не нашему статистическому счёту мы давненько не входим в первую десятку стран с наибольшим потреблением алкоголя, ВОЗ в 2018 расположила нас на 16 месте. Впереди нас – вся просвещённая Европа, с премиальными 15,2 литрами в Молдове.
Нет, можно, конечно, не верить Мурашко, в этом вопросе, он заинтересованное лицо, активно бьющееся за повышение длительности жизни сограждан, что недостижимо при сохранности частоты и объёмов употребления горячительного. Да, господин министр сам признаёт, что достижение «национальной цели по увеличению продолжительности жизни россиян до 78 лет и сохранению жизней и здоровья наших граждан» возможно только через трезвость.
Замминистра Олег Салагай поделился, что «в 2021 году более 1 млн 190 тысяч человек жило с синдромом зависимости от алкоголя, включая алкогольные психозы», а 70% смертей от цирроза и 60% от кардиомиопатии также завязаны на хроническом алкоголизме. Сама Татьяна Алексеевна год назад сетовала: «Основной причиной низкой продолжительности жизни в России является высокая смертность граждан трудоспособного возраста. Так вот какова она на сегодняшний день: из общего числа умерших в России почти треть составляют граждане в трудоспособном возрасте». От чего умирают молодые? Ясное дело, «от водки», но опять-таки предположительно, потому что точно скажет только патологоанатомический отчёт.
Мы привычно занимались самобичеванием, признаваясь миру то в неумытости, то в извечном пьянстве, выискивая причину нашей отсталости в сравнении со считающим себя «процветающим» Западом, впрочем, по-нашему всегда «гнилой». Пока забугорные накачивались пивом с вискариком и винцом, россияне по занятости ли, из экономии ли, но ежегодно отказывались от употребления целой поллитровки спирта, до начала СВО позволяя себе выпивать каждый день по 24,5 мл, что в пересчёте на любимый продукт всего-то чуть больше 50 миллилитров.
Шоры пали, и желающие видеть действительность разглядели немало и выяснили многое про коллег оттуда. Наш Минздрав, может, и приукрашивает статистику, но всё считает и пересчитывает, чего другие зарубежные коллеги вовсе не делают, время от времени доверяя пересчёты общественникам, не имеющим достаточного доступа к медицинским данным. Общественники, как показывает жизнь, политику предпочитают правде.
Да, нам не слабо совсем отказаться от обеденной стопки водки, но...
Вы врач и хотите первым узнавать обо всех изменениях, происходящих в российском здравоохранении? Тогда предлагаем Вам присоединиться к сообществу коллег на портале МирВрача