На следующий день после обеда у бабушки Авдотьи, Егор начал собирать инструмент, намереваясь отправиться латать крышу по просьбе Лизы.
- Далече собрался, сынок? - на крыльцо вышла мать, когда парень запрягал коня.
- Поеду подсоблю бабушке: у нее крыша прохудилась.
Начало.
- А к какой ты собрался бабушке, неужто к Авдотье? - нахмурилась мать.
Вчера после вечерней дойки, заглянула к Анне Безруковой подруга-соседка - Марья Косых и поделилась последними новостями. Вести те Анне Михайловне не понравились, потому что касались ее старшего сынка Егорки.
- А ты не ведаешь, Нюра, - чуть не шепотом пела в уши ей соседка,- что сынок твой в обедню ездил к тетке твоей Авдотье?
- Да что я за ним хожу, что ли! - всплеснула руками Анна. - Ездил и ездил, надо значит было.
- Да на Лизку беглую ездил он смотреть! - не выдержала Мария. - Ходит баба , крутится по деревне, с толку только молодых ребят сбивает.
- Да на кой ему ваша Лизка, когда он с Оксаной шашни крутит, захаживал к ней. Я уж думала сватов отправлять к Катерине.
- Ты думаешь, а не ведаешь, что сын давно к Ксанке не захаживал, интересу нет у него к ней, а вот к Лизке появится. Вскружит она ему голову! Попомнишь мои слова! - Мария аж вспотела от нахлынувших на нее эмоций.
- Не мели ерунды! - вскипятилась Безрукова, - бабку заезжал проведать, видно.
- Ну, как знаешь, а мне пора муженька кормить, - собралась до дому соседка, - Вон мои с полей возвращаются.
Соседка вышла из стайки, а Анна так и осталась сидеть на трехногом табурете, на котором доила корову. Мысли завертелись в ее голове, как оводы над водой в знойный полдень. Видела она Лизавету пару раз : девка и девка, еще и с дитем, вдовая. Вроде как муж ее погиб, а она переехала в их деревню, так как родни у нее не было. Так сказывала Анне сестрица двоюродная, младшая дочь Авдотьи. Безрукова сильно-то и не слушала, не интересна ей чужая жизнь, в своей бы разобраться.
А тут Егор и правда собирается к бабке ехать.
- Егорушка, скажи мне как на сердце, ты к Лизавете поехал? - Анна внимательно посмотрела на сына.
И не утаилось от нее, как изменился в лице сын при упоминании ею Лизки. Мимолетно скользнула тень по его лицу и так же быстро исчезла. А Егор рассмеялся и посмотрел на родительницу:
- Мать! Ты чего себе выдумала? Или кто подсказал? - он похлопал коня по шее, - сказано тебе, что крышу поехал латать.
Анна вздохнула. Не добиться ей правды, как не желай. Если и поехал он на Лизку пялится, то узнает она самая последняя об этом.
- Смотри мне, не наделай делов! - только и смогла сказать Анна.
- Я поехал. Некогда мне с тобой тут разговоры разговаривать - работа стоит.- Егор с легкостью вскочил в седло. - А ты меньше слушай своих баб, они и не такое понапридумывают!
Унесся сын Анны как ветер, только пыль за ним поднялась. Вздохнула женщина и направилась прямо к мужу.
- Степан, скажи мне, будь так добр,- обратилась она к мужчине, который только вставал из-за стола после завтрака, - женить Егора когда думаешь?
Степан Егорыч весело взглянул на жену. Был он мужик здоровенный, полный сил. И хоть разменял уже пятый десяток, оставался крепким и подтянутым. Седина только слегка коснулась его висков. Но глаза оставались молодыми и лукавыми, хоть и довелось пережить Степану немало невзгод.
- Так пусть погуляет еще! - хмыкнул он, вытирая ус и накидывая на себя куртейку. - Не рано ли ты его женить собралась?
- Сколько ж гулять-то еще будет? Уже девятнадцатый годок пошел.
- А что сам-то он говорит? Или на примете есть кто? - присел на лавку Безруков-старший.
- С Оксанкой Тиховой он гуляет, ходит к ней, под окном сидят у нее, милуются. Может засватаем девку?
- Ну раз люба она ему, почему бы не посватать. - призадумался мужик. -Ты все подготовь и дай знать Катерине, мол свататься придем, а мы в субботу-то с утра и поедем.
Обрадовалась Анна согласию мужнину и перво-наперво начала собираться к Катерине. Мелькнула в ее голове мысль, что Егор может и запротивиться такому развитию событий, но женщина поспешила отогнать от себя невеселые думы. Авось сынок и согласится.
...Егор подъехал к дому бабушки Авдотьи, и соскочив с коня, словно вихрь, направился к дому, оставив жеребца пастись около ворот. Как и прежде, под сиренью сидела старушка, а у ее ног играла белокурая Ульяна. Завидев парня, она показала на него пальчиком, и посмотрев на свою пастушку, сказала:
-Дядя.
- Доброе утро, - поздоровался Егор и широко улыбнулся.
- Здравствуй, Егорушка, - поприветствовала его пожилая женщина. - Приехал, а мы вот нынче вдвоем только. Лизавета отправилась в лес, надо кое-какой травы побрать, пока еще не так жарко.
И правда, до полуденного зноя было еще три часа, нужно успеть много работы переделать, чтобы в самое пекло как можно меньше находиться под солнцем.
- Добро, - ответил Егор. - Я сегодня крышу подлатаю, и крыльцо может успею. Скоро некогда будет - покосы начнутся, да и на мельнице есть работенка.
- Дай Бог, чтоб сегодня управился, -согласилась старушка. -Ты человек занятой. Мы тебе и так очень благодарны, что выделил время.
Авдотья сидела на лавке и даже во время разговора не прекращала работы. За лето ей надо успеть обвязать и себя, и Лизавету, и девочку. Зима холодная, а носки и рукавицы должны быть у всех. В ее морщинистых сухих руках только спицы мелькали. Руки сами знают свое дело, работают без лишних движений, петелька к петельке - за многие годы вязания до того запомнили дело, что и глазам помогать не надо.
Егор уже окончил работу и присел на чурбан отдохнуть, а Лиза так и не пришла. Работы оказалось немного.Только заменил немного дранки, которая прохудилась. С крыльцом пришлось повозиться: вытащил целую ступень, поставил новые две доски. Гнилые доски из ступеней распилил на три части, и расколол - в печке стопится.
Все время, что был занят ремонтом, не прекращал Безруков думать о девушке. Не выходила она из его головы! Он злился на себя, отгонял ее образ, но стоило только расслабиться, мысли тотчас возвращались к Лизе. Не мог он понять, чем она его так манила. Обычная с виду, сдержанная, скромная и немногословная. Лишний раз не улыбнется. Местные девушки и веселы, и словоохотливы. Все крепкие - кровь с молоком! А Лиза... Лиза другая. Не похожа она на обычную девушку. И спину держит она ровно, и вся подтянутая, да и в разговоре все время вставляет это обращение "Пан". Егор улыбнулся своим мыслям. Тут позвала его бабушка Авдотья и пригласила за стол, обедать. Егор быстро выхлебал чашку жирных наваристых щей и съел пару пирожков с потрохами. Старушка подала ему кувшин с прохладным квасом до того ядреным, что слезы брызнули из глаз.
-Ох, - сказал Егор, поднимаясь из-за стола, - благодарствую за трапезу! А квас у тебя, бабушка, отменный!
Поклонился он Авдотье. Рассмеялась она в ответ:
-Так квас Лизавета ставила.
- Ну, значит, придется мне все же жениться на ней, -засмеялся Егор в ответ.
- Боюсь, ничего не выйдет у вас, пан, - в дверях стояла Лиза.
- Что ты, Лизанька! - замахала рукой старушка. - шутим мы.
- Тогда хорошо, раз шутка это.
- Почему ты думаешь, что не выйдет ничего, - нахмурился Егор. Шутить у него пропало всякое желание. Поднялся он со скамьи и в небольшой горнице сразу тесно стало.
- Так вы вон какой: молодой, красивый, отец ваш богат, а я все же вдова. Уже была замужем и дитя у меня есть малое. Зачем вам это. Вон сколько в деревне девушек пригожих, выберите себе по душе. - Лиза присела на край скамьи. Ноги гудели у нее от долгой ходьбы. На пол она поставила плетенный из бересты кузовок, полный лесных трав.
- Ну, милая, если я пожелаю на тебе жениться, откажешь? - прямо спросил Егор.
- Откажу. Ни к чему вам свою жизнь ломать.
Разозлился Егор, подошел к Лизе и посмотрел ей прямо в глаза. Настойчиво, проникновенно.
- Я сам разберусь с собой, а ты за себя скажи.
Тяжело вздохнула девушка и прошептала:
- Я вам уже вперед все сказала, ни к чему повторять. И разговор давайте этот прекратим. Не пара я вам.
- Это еще бабка на двое сказала, - бросил зло Егор. - А к разговору мы этому еще воротимся.
Он резко поклонился и вышел из дома.
В комнате повисла тишина. Было слышно лишь как муха бьется о стекло, и ходики тикают в углу. Авдотья грустно вздохнула:
- Готовься, Лизанька, к свадьбе. Егорушка - бедовая голова, слов на ветер не бросает.
Лиза улыбнулась:
- Обойдется, бабушка. Шла я домой из лесу, у колодца бабы громко судачили, что нынче в субботу Степан Безруков собирается посватать для сына Оксану Тихову. Так что я все же в стороне.
Старушка Авдотья погрустнела еще больше.
- То, что хочет Степан, не значит что так и будет. Егору право выбора дадут. Никто силком не женит его, если сам он не пожелает. А Егор, он на тебя смотрит, да так, что видно не отступится. Я знаю этот взгляд, все же жизнь прожила.
- Не переживайте, бабушка, я думаю все наладится.
Лиза вышла в кладовку, где днем спала маленькая Ульяна. А Авдотья посмотрела в маленькое оконце, где оседала на дорогу поднятая Егором пыль.
Продолжение следует...