Найти в Дзене
Мазай

Венедикт Ерофеев - человек замкнутой системы

"Москва - Петушки"- поэма в прозе. Венедикт Ерофеев легкомысленно дал главному герою собственное имя, чем приговорил себя навечно быть его тенью. Поэма небольшая, пересказать её можно в одном предложении - мужчина едет на электричке из Москвы в подмосковный городок на встречу с женщиной. Но что за этим стоит?!

Человек описанный автором - алкоголик. Советский алкоголик, интеллигентный. Зачем нам знать о чем болит душа у пьющего опустившегося бродяги?

У меня нет на это однозначного ответа. Твердо могу сказать только то, что после прочтения в душе остаётся глубокий след.

Венедикт (он не любил когда его панибратски называли - "Венечкой", как его героя) Ерофеев был слишком необыкновенным человеком с самого детства. Юный Веня, удивлял феноменальной памятью, он знал наизусть даже отрывной календарь. И на вопросы: «Веня, а когда будет восход солнца 26-го марта?» или: «Веня, а что написано на обратной стороне листка за 20 мая?» отвечал безошибочно.

В 1955м, золотой медалист без экзаменов поступил в МГУ, но продержался там только полтора года. Невыносимая скука и бессмысленность происходящего сводили его с ума. Его не отчислили, он ушёл сам, как делал это в будущем множество раз.

Если говорим на одном языке, ставь 👍, пиши чего нибудь в комментах. Репост приветствуется, но не наказывается. Подписка- это взаимные обязательства 😏

Одна из первых копий "Москва-Петушки",  перепечатанных вручную, в 1969.
Одна из первых копий "Москва-Петушки", перепечатанных вручную, в 1969.

Отправившись в странствие по огромной стране, Ерофеев поменял бесконечный список профессий. Жил без прописки, был разнорабочим, грузчиком, бурильщиком в геологоразведочной экспедиции, сторожем в вытрезвителе, рабочим ЖКХ стройтреста, монтажником кабельных линий связи, лаборантом паразитологической экспедиции, сезонным рабочим в аэрологической экспедиции, стрелком ВОХР.

Но всё это была просто занятость, необходимая бытовая часть жизни любого нормального человека.

Венедикт же, считал себя писателем: работал, искал. Его записные книжки пополнялись наблюдениями, нарабатывался материал. Талантливость Ерофеева была многоуровневая, но одним из его талантов был дар к словесной игре: он собирал, искал повороты и перекосы слова, шутки, каламбуры, парадоксы. Он искал форму, которая могла бы этот материал в себя вобрать, использовать этот материал как ресурс. Видимо, «Москва — Петушки» — это и был тот счастливый прорыв, то чудо, которое случается с некоторыми писателями раз в жизни, а с большинством вообще никогда. Идеально подошли друг другу форма и содержание, все сыграло, все сработало, и это совпадение еще добавило энергии и ускорения процессу письма.

«Москва – Петушки» - написаны человеком испытывающим чудовищную тоску. Тоску по чему? По собственной нереализованности? По неспособности преодолеть имеющиеся пороки, слабости? Нет, его это не сильно беспокоит. Ванечка, не особенно амбициозен, хотя в любви к себе он даст фору многим. Тут другое. А что именно, беспокоило автора, заставившего его, именно так написать ключевое сочинение своей жизни, в неполные 32 года, реши сам. Я лишь хочу что бы мы знали и помнили Венедикта таким:

Венедикт Ерофеев, во время учёбы в МГУ, Москва середина 50х
Венедикт Ерофеев, во время учёбы в МГУ, Москва середина 50х
Цитаты из поэмы «Москва – Петушки» (1969 г., в СССР в полном виде опубликована в 1989 г.)

«Больше пейте, меньше закусывайте. Это лучшее средство от самомнения и поверхностного атеизма»

«Ну, конечно, все они считают меня дурным человеком. По утрам и с перепою я сам о себе такого же мнения. Но ведь нельзя же доверять мнению человека, который еще не успел похмелиться! Зато по вечерам – какие во мне бездны!»

«Ведь у каждого свой вкус – один любит распускать сопли, другой утирать, третий размазывать»

«Вот еще Гегель был. Это я очень хорошо помню: был Гегель. Он говорил: «Нет различий, кроме различия в степени между различными степенями и отсутствием различия». То есть, если перевести это на хороший язык: «Кто же сейчас не пьет?» Есть у нас что-нибудь выпить, Петр?»

P.S. не хотел делать поверхностный обзор, глубокой на мой взгляд, книги. В результате переписывания оставил в статье только самое главное, наиболее важное, говорящее нам об авторе бессмертных уже - «Москва – Петушки».

О других авторах: