Найти тему
Валаамский монастырь

Откуда никто не возвращался

По мере накопления знаний о мире, в котором мы живём, у человечества возникла необходимость навести некий порядок в этом постоянно растущем объёме. Ничего примечательного, всё как всегда и старо как сам этот мир. Рассортировали и расставили на свои места – по разным шкафам, полкам и коробкам. В результате получилась просто сказочная комната игрушек. Столько всего интересного… Выбирай, что тебя больше привлекает. И в этом хранилище есть разделы с особенной притягательностью. Например, История. А в этом большущем шкафу есть ну просто магический отдел – археология. Роются какие-то странные люди в земле и выкапывают разные древности, обладающие необъяснимо чарующей энергетикой. Согласитесь, определённо есть в созерцании и прикосновениях к вещам, задуманным, сделанным и находившимся в употреблении людьми, жившими сотни и тысячи лет до нас – некая мистика, нечто потустороннее. А ещё эти волхвы-археологи раскапывают захоронения. С останками тех, кто тут жил «во времена далёкие, теперь почти былинные». Глядя на фото- и видеохроники подобных раскопок, у кого из нас не возникала мысль, что очень скоро и все мы, и каждый в частности, станем подобными археологическими артефактами? «Ты погляди – не осталось ли что-нибудь после меня».

И если математика завораживает и манит своей изумительной стройностью и устремлением к идеалу, то история – это сплошная тайна и недоговорённость. История больше намекает, чем говорит. И нет ничего удивительного, что там, где заговорит история, тут же, словно тень, рядом возникает религия. Потому что в истории в принципе невозможно ничего понять – если не знать, во что и как веровали те, кто эту историю писал своими жизнями. У которых, как и у нас, она, эта жизнь – была одна единственная. История, как, пожалуй, никакая из других наук, молча кричит о ничтожной скоротечности нашего здесь-пребывания перед океаном вечности. Знаменитый Египетский Сфинкс среди песков – прекраснейший символ границы вечности и времени. А ещё – Истории.

-2

Так, вряд ли кто не слышал о нашумевшей находке в альпийских ледниках – замороженной мумии, названной Этци. Специалисты выяснили о человеке достаточно много разного рода деталей и подробностей. В частности, что его преследовали и убили стрелой из лука около 5300 лет назад. Но что нам известно о его личности? Ни-че-го. За что его преследовали? Был он злодеем, или наоборот – героем, от которого отвернулась удача, или путником, которому однажды не повезло? Был ли он простолюдином, или «очень важной персоной»; много ли слёз было пролито о нём, дорогом и любимом и где-то пропавшем, или никто никогда и не вспомнил… От его преследователей-победителей не сохранилось даже пыли. Такая драма, и… Кто победитель, кто побеждённый, и на чьей стороне была правда… Какая разница, если уже через поколение никто не вспомнит – разве не об этом тысячелетиями рыдало человечество в своих многочисленных эпосах? Гомер – в сцене об экспедиции Одиссея ко входу в Аид и беседе с Ахиллом; древние иудеи – в своём крайнем нежелании лишний раз вспоминать о шеоле. «Великое зло в том, что участь и праведников и грешников – одна. Те и другие одинаково умирают и отходят в шеол… Жизнь самого незначительного человека ценнее пребывания в шеоле великого человека, так как умершие не знают… ни воздаяния, ни любви, ни ненависти и, вообще, не имеют части ни в чём, что делается под солнцем» (проф. А.П. Лопухин «Толковая Библия. Гл. 9», коммент. на Еккл. 9:3-6). «Какой же во всём этом смысл?», – глядя на артефакты ещё не существовавшей археологии, горестно вопрошали уходящие одно за другим поколения.

-3

И вдруг подобно взрыву сверхновой над головами «сидящих во тьме и сени смертной» – проповедь о том, что смерти нет, а в качестве доказательства – Воскресение Христово! Смерть, где твоё жало? Ад, где твоя победа? – ликовала новорождённая Церковь.

Вот уже более 20 веков человечество живёт в новой реальности. И мы настолько к ней привыкли, что уже перестали замечать. Ключевое слово – новости. Нам всё время хочется чего-нибудь новенького. Новые континенты, новые знания и новые технологии – подобно бесконечному сериалу открывают новые горизонты. И вроде бы всё хорошо и понятно – Большой Взрыв; эволюция, которой «для объяснения «всего» никакие боги просто не нужны»; атомная энергетика и интернет, в котором мы общаемся в настоящий момент… Но внезапно узнаём, что кого-то из близких с нами уже нет и не будет. Или, что гораздо волнительнее – «пришла пора и нам в дорогу собираться». И понимаешь, насколько всё, чем мы жили, мелко и иллюзорно. Кто испытал, тот подтвердит. Расскажите про эволюцию тем, кто стоит на краю. Их это «очень поддержит и успокоит»…

Современная цивилизация очаровывает и завораживает. Но в этом мире за всё приходится платить. И мы расплачиваемся. Верой. Встреча с правящими свою жизнь по вере – вот что сейчас изумляет. «Ну веришь и верь на здоровье. Но не до такой же степени… Сейчас другие времена, и на эти вещи смотрят иначе… Ведь не в Средневековье живём. Смотри чего достигли наука и прогресс». И возвращаются старые страхи. Христиане, боящиеся смерти – обыденное явление в наши времена. Хотя ещё Василий Великий упрекал в этом современников. Мы, носители самой благой вести за всю человеческую историю – боимся. И правильно делаем. «Обаче Сын человеческий егда приидет, обрящет ли веру на земли?». Всякие технологии, экономические и политические модели – всё это лишь способы передвижения и ПДД в этом мире, не более. А вот откуда и куда мы движемся – человеческий разум ответить бессилен. Ибо для этого, как он сам же и декларирует – необходимо выйти в надсистему. И такое случается. И не так уж редко. Предлагаем один реальный случай из огромного множества подобных.

Человек, поведавший эту историю, жив и очень хорошо знаком некоторым насельникам нашей обители. Случилось это в самом конце эпохи «развитого социализма», в одном из областных центров тогдашней РСФСР, когда он был простым советским студентом, весьма далёким и от Церкви, и в целом от «всего вот этого вот». Далее от первого лица, и, по понятным причинам, с изменением имён и некоторых частных подробностей.

«Будучи студентом местного ВУЗа, я, частично в силу обстоятельств, частично по свойственной возрасту дури, однажды выпал из окна 5-го этажа нашего студенческого общежития. Вся общага, понятное дело, сразу «встала на уши» и началась обычная в таких случаях суета. Хорошо помню, что я, хоть и в жутком стрессе (ясное дело – столько всего сразу в какие-то мгновения), тем не менее всё вполне отчётливо видел, но как-то со стороны: возбуждённую толпу (многие студентки плакали), разговоры «Сашка разбился, Сашка N из окна выпал» и всё тому подобное, и главное – лежащее на асфальте тело. Я поначалу пытался им объяснить, что это не я, что я – вот он тут, со мной всё в порядке… но меня никто не слышал и вообще никак не воспринимал… Понятно, тут же вызвали «скорую». Там спросили: «упал с пятого этажа? Сейчас выезжаем» и пропали. Где-то через полчаса стали снова звонить. В «скорой» спросили: «а что – он ещё живой? Сейчас к вам приедут». Так повторялось несколько раз. В итоге «скорую» пришлось ждать около 3 часов. (Это не про нашу «бесплатную советскую медицину». Просто, когда вызовов шквал, а бригад не хватает, там тоже расставляют приоритеты. И мчатся туда, где ещё есть шансы спасти и помочь. То есть данный случай, видимо, посчитали безнадёжным – прим. автора).

Что ещё запомнилось: ощущение необыкновенной лёгкости и свободы. Мысли были ясные, яркие, чёткие, быстрые… Мы тут так соображать не можем даже близко. А ещё – восприятие своего тела извне. Вот представь, что ты выполнял какую-то очень грязную работу. И после неё ты пошёл в душ. Вымылся как следует, выходишь, и видишь на полу в раздевалке свою грязную и вонючую робу, которую снял после работы. На которую и смотреть-то противно. Вот примерно так…

Ещё помню свет. Очень яркий… и совсем не такой как у нас здесь. Гораздо ярче. Свет истины. Я не знаю, как это передать – слов таких нет в языке. (В православной традиции этот достаточно известный феномен называется нетварным светом – прим. автора). И вот в этом свете я увидел всю свою жизнь. Не как фильм какой-то тебе прокрутили – а со всеми ощущениями и чувствами, как будто заново всё прожил. Но в этом свете истины вся моя жизнь была… настолько нелепой, неправильной… ну просто всё не так – что каждый момент… как бы давил с невероятной силой куда-то вниз. И это была такая скорбь – какой в этом мире просто не бывает. Неимоверная тягость.

-4

А ещё – видимо, некая праведная душа тоже покинула тело в это же время, и она получила похвалу. И эта душа возликовала. И мне было дано почувствовать её ликование – тоже за пределами того, что может вынести человек. Просто безмерная радость. И её ликование ещё больше усилило мою и без того бескрайнюю скорбь – «ну почему я не жил так?». Невыносимое страдание – в этой жизни люди так не страдают. (Крайне интересный момент, на наш взгляд. Видимо, где-то в нас подобно совести, «встроена» некая функция, которую весьма условно можно назвать «ожидание оценки выполнения миссии» – чаяние этой самой «похвалы». Не здесь ли кроется причина тщеславия – самохвальства и жажды славы людской? Как некоего суррогата в отсутствии подлинника, или как во время голода люди едят то, что не является пищей? – прим. автора). А потом возник некий световидный старец и мне было велено возвращаться. Очнулся я на третий день в реанимации».

Этот бесхитростный рассказ, уже долгие годы бережно хранящийся в сокровищнице братских сердец (хотя годы и берут своё, что-то стирая из памяти) – оказал на автора этих строк сильнейшее воздействие, около четверти века сияя Вифлеемской звездой и крепкой поддержкой на тесном пути к Царствию, которое все мы чаем унаследовать. Думаем, у каждого из нас есть в памяти несколько сходных историй-жемчужин, посланных Небом, которые не позволяют поселиться в наших сердцах червю сомнения.

А ещё после многих размышлений над услышанным, как-то возникла мысль о том, что же такое человеческое счастье: «это степень соответствия жизни человека предвечному замыслу Божию о нём в этом мире».

Вот такие случаются вещи. «Оттуда ещё никто не возвращался», а потому и «никто не знает, что там.». Ещё один распространённый миф. Возвращаются, да и не так уж и редко. Для исправления себя и вразумления других. Или, если уж совсем ОТТУДА, то очень ненадолго и в чрезвычайных ситуациях, как это многократно зафиксировано нашим Преданием. Например, знаменитая беседа великомученицы Евфимии (IV в.) с преподобным Паисием Святогорцем (1924 – 1994 гг.). Да, всегда немало было и тех, кто просто отмахивается от подобных свидетельств, и о ком давно уже сказано: «если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят». И не верят. Даже в Христово воскресение. Но мы очень надеемся и молимся – пока ещё не верят. Как и многие из нас когда-то.

Но главное заключается в том, что всем нам это очень скоро предстоит. И, согласитесь: ведь не так уж и важно, что станет причиной исхода нашей души из тела – болезнь, или несчастный случай; чья-то злая воля, или на склоне лет естественное угасание. Тем более, что от нас это не зависит. Так же не имеют значения наши политические предпочтения и социальный статус. Здоровое и красивое тело, или с рождения ограниченные возможности; образование и воспитание; возраст, пол и прочее, и прочее, чему мы так много уделяем внимания. Грех, как и добродетель абсолютно не связаны человеческими границами. Именно поэтому Церковь на протяжении веков настоятельно учит нас «иметь память смертную…», поскольку не знаем, как будет выглядеть наша жизнь в оном свете истины. Только один критерий отбора ждёт нас ТАМ – степень соответствия жизни божественным заповедям. Но жить по заповедям, как убеждает нас собственный опыт – никак невозможно. Да, да. Именно так. Нас ведь сразу об этом предупредили – «без Меня не можете делать ничего». А с Тобой – это как, Господи?

-5

Рецепт настолько же прост, как и стар – «непрестанно молитесь» призывая имя Иисуса и Пречистую заступницу нашу. И второе необходимое и чрезвычайно действенное средство – как можно чаще причащаться Святых Христовых Тайн.

В заключение хочется привести маленькую цитату из «алмазного фонда» нашего Предания – преподобных отцов Варсонофия и Иоанна: «Кто изобразит или кто может исследовать неизглаголанную радость святых, неизреченное их веселие и несравненный свет: как Господь здесь открывает им явление Своих дивных и преславных тайн и уготованные им славу и покой, как отрешает их ум от здешнего мира, и они всегда видят себя на небе со Христом и Его Ангелами. Ни голод, ни жажда, ничто земное не причиняет им скорби, ибо они улучили свободу от житейских укоризн, страстей и грехов, и иначе скажу словами Писания: где сокровище их, там и ум их (Мф. 6,21). Кто достиг сего, тот знает, что он слышит. Что же делать мне, ничего доброго не совершившему? Но не отчаиваюсь: Бог силен и нас причислить к тем, которые получат милость о Христе Иисусе, Господе нашем. Слава ему со Отцом и Святым Духом во веки веков, аминь».