Сегодня исполняется 115 лет со дня рождения Ольги Максимилиановны Берг (1907–1991), танцовщицы, пианистки, дирижера и педагога. В истории отечественного искусства Берг – явление уникальное – она совмещала три специальности и состоялась в каждой.
Ольга родилась в семье музыкантов Мариинского театра, в детстве обожала играть на фортепиано, но по настоянию родителей поступила в Театральное училище учиться балету.
Ученица Вагановой, Берг обладала хорошей техникой исполнения и природной музыкальностью.
Занятия балетом она совмещала с совершенствованием игры на фортепиано и с 13 лет выступала как концертирующая пианистка. Училище Берг закончила за 6 лет и в 1925 г. была принята в труппу ГАТОБа.
Ее репертуар был разнообразным: Фея хлебных крошек, Фея бриллиантов («Спящая красавица»); Повелительница Дриад, Вариация последнего акта («Дон Кихот»); Третья Одалиска («Корсар»), Царица Вод («Конек Горбунок»), Куколка, Китайский танец («Щелкунчик»), Алиса («Раймонда»), Паскуала («Лауренсия»), Мирта («Жизель») и др.
Танцуя в театре, Ольга Берг параллельно училась и в Ленинградской консерватории, добиваясь виртуозности в игре на рояле, а выступления в театре совмещала с сольными концертами в Большом зале филармонии.
Репертуар пианистки включал сложнейшие произведения Ф. Шопена и Р. Шумана с не менее виртуозными сочинениями С. Прокофьева, А. Скрябина, А. Глазунова.
Будучи человеком прагматичным, Берг понимала, что карьера танцовщицы недолговечна, поэтому в 1941 г. вновь поступила в консерваторию, но теперь на дирижерское отделение. Обретя новую специальность, ленинградская балерина заняла должность дирижера в Малом театре оперы и балета, совмещая ее с работой пианисткой в оркестре теперь уже Кировского театра.
В 1968 г. Ольга Берг начала преподавать в консерватории на кафедре хореографии, где вела разработанный ею курс «Балетмейстерский анализ партитур». Среди ее учеников были Б. Эйфман, Г. Майоров, В. Елизарьев, К. Рассадин и др.