Новая постоянная экспозиция «Авиация. Мечты о полете» открылась в Центре «Космонавтика и авиация» на ВДНХ в День города, 10 сентября. Выставка расскажет о всех этапах развития авиации и воздухоплавания - несколько просторных залов укомплектованы моделями прародителей современных самолетов и новейших летающих средств передвижения. Здесь можно детально рассмотреть и сверхзвуковой Ту-144, и амфибию Бе-200, и первый советский пассажирский реактивный самолет Ту-104.
Мечты о полете
Первый зал выставки посвящен мечтам человека о полете, мифам и легендам разных культур с главными героями, владеющими искусством полета – например, Бабой Ягой с ее волшебной ступой.
Далее посетитель попадает в пространство, в котором рассказывается о первых попытках человека воспарить над землей, используя специальную технику. С помощью каких только приспособлений изобретатели не пытались взлететь. Оказывается, сначала ученые, следуя примеру птиц, хотели подняться в воздух, размахивая «крыльями». Первый подобный проект принадлежит Леонардо да Винчи, придумавшему орнитоптер. Для взмахов крыльями на этом устройстве нужно было использовать и силу рук, и силу ног «пилота».
«Опыт и наука показывают, что летать с помощью силы мышц люди не могут. Дело в том, что человек тяжелее воздуха в 800 раз, а птицы - всего в 200. Цитату о том, что мы полетим не за счет силы мускулов, а за счет силы мысли, многие понимают просто как красивую метафору. На самом деле есть конкретное научное обоснование того, что, применяя машущую технику, человек полететь не может», - пояснила научный консультант экспозиции Екатерина Ростовцева.
Тогда люди начали внимательнее наблюдать за природой и внимать технике таких давнишних «летательных аппаратов», как семена одуванчиков или разносимые ветром крылатки. Теме полетов в мире флоры посвящена мультимедийная инсталляция, повествующая о том, как важно наблюдать за окружающими нас явлениями.
Парение без движения
Постепенно изобретатели пришли к такому способу полета, как планирование с неподвижным крылом. На выставке представлено изображение планера Отто Лилиенталя. Он первым заявил, что полет человека возможен, но не с помощью взмахов импровизированных крыльев, а с применением неподвижных плоскостей.
«В настоящий момент во всем мире осталось три таких планера - один из них есть в Москве, в музее Жуковского. У Лилиенталя была целая система подготовки к взлету с его приспособлением - он сначала подпрыгивал с планером, далее долго бегал по большой территории. К сожалению, попытки Лилиенталя полететь тоже не увенчались успехом - он погиб, как раз пытаясь воспарить в воздухе», - уточнил научный сотрудник ВДНХ Сергей Рыков.
Самый совершенный планер XIX века был создан Октавой Шанютой. Его первый аппарат, сделанный в 1896 году, представлял собой деревянное устройство из 12 крыльев ромбовидной формы. Каркас машины был сделан из дерева, туго обтянутого промасленным шелком. Появление этой конструкции вдохновило многих конструкторов, в частности, знаменитых братьев Райт. Этот планер мог переносить груз весом до 70 килограммов со скоростью до 37 километров в час - его вес составлял 10,5 килограмма.
Сила мотора
Следующее пространство экспозиции также посвящено попыткам полететь - уже на моторном самолете. Здесь можно увидеть самолет Александра Можайского.
«Этот самолет был абсолютно плоским. Размах крыла - 20 метров. Но как раз из-за своей плоскости полететь он не смог. Аэроплан был с паровым двигателем. На тот момент эти двигатели были самыми легкими в мире. <...> Еще один занимательный экспонат - макет хеликоптера Игоря Сикорского. Когда он понял, что технологии не позволяют, и вертолет не полетит, он разобрал его и создал летающий самолет», - пояснил Сергей Рыков.
На одной из стен выставочного пространства представлены модели первых винтов - они изготавливались из бамбука или ясеня. Такой материал выбирался потому, что лопасти должны быть гибкими, но прочными. При этом раньше винты являлись крайне уязвимыми частями самолета - первая авиакатастрофа произошла из-за неисправности именно этой детали. В 1910 году в мотор попала лопнувшая часть самолета, за штурвалом которого находился Лев Мациевич.
Это происшествие вдохновило Глеба Котельникова на создание первого ранцевого парашюта в 1912 году с целью обеспечить безопасность пилота.
Свершилось!
Первым самолетом, совершившим успешный перелет, стал моноплан «Блерио 11». Далее на этой машине были совершены полеты через Ла-Манш и Атлантический океан, а также им управляла одна из первых пилотесс.
После этого друг за другом начали выпускаться различные вариации летательных аппаратов - в их числе первый в мире самолет на лыжном шасси. Особенного внимания заслуживает «Илья Муромец»:
«Игорь Сикорский построил его в 1913 году, когда ему было 23 года. «Илья Муромец» был оснащен четырьями моторами и специальной рейкой, по которой экипаж мог подходить ко всем двигателям, чтобы устранять неполадки. Внутри были спальные места, туалет и даже кухня. Это был первый в мире самолет такого типа с незакрытым фюзеляжем. Именно он дал начало стратегической авиации в России», - подчеркнула Екатерина Ростовцева.
Рядом с большим макетом «Муромца» представлены модели первых аэропланов - «Кудашев-1», «Гаккель-3» и «БИС-2». Здесь же гости смогут разглядеть уникальные предметы пилотов начала 20 века: фотоаппарат Kodak, авиационные очки и многое другое. Рядом организована инсталляция «Люди-птицы», посвященная первым авиаторам, таким как Михаил Ефимов, Лилия Зверева, Лев Мациевич, Сергей Уточкин, Константин Арцеулов, Уилбер и Орвилл Райты.
Искусство и полет
Отдельная зона экспозиции отведена авиации как поводу для вдохновения людей искусства. Здесь можно исполнить «мертвую петлю» в специальной арке-инсталляции. Также для посетителей создано релакс-пространство с удобными креслами-мешками и мягким неоновым светом.
Легче воздуха
Далее гостей ждет зал воздухоплавания. Здесь продемонстрирован принцип работы летающих аппаратов легче воздуха – эти устройства способны парить над землей благодаря закону, описанному Архимедом. В этой части выставки показаны дирижабли, аэростаты, цеппелины и летающий шар, в корзину которого можно забраться и «полетать» над Москвой, любуясь панорамой пейзажа ВДНХ.
«Воздухоплавание появилось раньше, чем авиация. Управляемые аппараты стали отправной точкой для создания самолета. Братья Монфорте, например, использовали дымный воздух, благодаря чему и взлетал воздушный шар», - отметила Екатерина Ростовцева.
Ключевым местом этого зала является пространство, посвященное основоположнику гидро- и аэродинамики Николаю Жуковскому и его ученикам Александру Архангельскому, Борису Стечкину, Константину Ушакову и другим.
Самолеты сейчас
Заключительный зал представляет посетителям разные виды и модели современных самолетов. Здесь представлены уникальные экспонаты - в том числе серийные макеты и единичные, такие как летающая лодка Андрея Туполева. Тут же можно увидеть Ан-22 – самый большой в мире турбовинтовый самолет, макет сверхзвукового пассажирского Ту-144 и кабину пилотов МС-21. В конце выставочного пространства посетителей ожидает модель вертолета Николая Камова Ка-62 в натуральную величину – единственного советского вертолета, применявшегося исключительно для мирных целей.
@ООО"НИИСС"/ Полина Гребенникова