Первые десятилетия после открытия железной дороги к архитектуре и оформлению станций и вокзалов подходили с большим вниманием. Период с 1850-х до 1910-х годов оставил немало выдающихся построек. Сначала это были деревянные здания с резным декором, затем каменные вокзалы в стиле модерн. Удачные примеры строились и в советское время.
К сожалению, многие из них не сохранились. Посмотрим, как выглядели утраченные вокзалы и станции Санкт-Петербурга на исторических фотографиях.
Славянка
Станция в Петро-Славянке была построена в 1891 году на Николаевской железной дороге, связывающей Санкт-Петербург и Москву.
Удивительно, но деревянное здание уцелело в Великую Отечественную войну и просуществовало до 1988 года. Его разобрали для прокладки дополнительного железнодорожного полотна. Позже станцию восстанавливать не стали, а многие поезда теперь проходят Славянку без остановок.
Колпино
Колпино стало одной из первых станций Николаевской железной дороги. В 1890-м году появился и деревянный вокзал с комплексом пристанционных построек.
Город сильно пострадал в войну, и вокзал был разрушен до основания и уже не восстанавливался. Несмотря на большой пассажиропоток, никакой замены вокзалу так и не появилось.
Лигово
Станция появилась, когда Лигово было популярной дачной местностью с изысканными коттеджами. Поэтому и проект вокзала доверили известному архитектору Николаю Бенуа. К сожалению, деревянное здание вскоре сгорело, но взамен был сразу построен каменный вокзал.
К сожалению, ни вокзал, ни коттеджи не сохранились, так как Лигово (тогда Урицк) был оккупирован в 1941 году и подвергся большим разрушениям.
Читайте также: Район Петербурга, который изменился больше всего: Лигово на фотографиях до-после
Охта
От Охты до Ржевки шёл ныне не существующий участок Ириновской железной дороги. В черте города было несколько станций, из которых ни одна не сохранилась. Главный вокзал "Охта" находился на пересечении проспекта Металлистов и Большой Пороховской улицы - сейчас там жилые дома. Вокзал представлял собой двухэтажное деревянное здание, при нём также была администрация и паровозное депо.
Посмотреть, как выглядели остальные станции бывшей Ириновской железной дороги, можно в посте:
Ланская
"Ланская" открылась на Финляндской железной дороге в 1869 году. Деревянная станция, построенная по проекту Вольмара Вестлинга, проработала до 1910 года, когда открыли новое четырёхэтажное здание в стиле модерн. Оно сохранилось до сих пор, правда, по назначению уже не используется.
Финляндский вокзал
Первоначально Финляндский вокзал представлял собой одноэтажное небольшое здание. Он был открыт одновременно с Финляндской железной дорогой в 1870 году.
Вокзал сильно пострадал в войну и требовал расширения, поэтому его кардинально перестроили в стиле функционализма. Фрагмент старой стены можно увидеть со стороны Боткинской улицы или перрона.
Удельная
Первое здание станции "Удельная" также было построено в 1870 году. Она прослужила до 1912 года, после чего перестала вмещать пассажиров. В 1914 году открылось новое каменное здание в стиле модерн по проекту Б. Гранхольма, которое действует до сих пор. Кстати, немало станций на Выборгском направлении было выполнено по проектам финских архитекторов.
Кушелевка
На данный момент у "Кушелевки" сохранились лишь привокзальные каменные здания. Сама же станция была деревянной и проработала с 1914 года до 1970-х, когда её снесли. Заменять здание не стали.
Сестрорецкий вокзал
С Сестрорецкого вокзала ходили поезда несохранившейся Озерковской ветки Приморской железной дороги, связывавшей Петербург с Сестрорецком. Вокзал находился у дома №15 по Приморскому проспекту, недалеко от Чёрной речки. Далее пути шли к Новой деревне, затем вдоль Коломяжского проспекта, через Коломяги до Озерков.
Вокзал представлял собой деревянное здание и проработал до закрытия Озерковской ветки в 1918 году.
Озерковский вокзал
Конечной Озерковской ветки был вокзал на Озерковском проспекте. Местоположение бывшего вокзала легко найти по уцелевшей станционной постройке по адресу Чистяковская ул. 1А.
Подробнее о бывшей железной дороге можно почитать здесь:
Белоостров
История станции "Белоостров" заслуживает отдельного поста. А пока лишь посмотрим на старые фотографии.
Первый деревянный вокзал открыли в 1870 году одновременно с железной дорогой. Он был разрушен в результате военных действий в 1919 году. В 1934 году на его месте появилось монументальное здание вокзала в стиле постконструктивизма.
Зачем понадобился столь масштабный проект? Дело в том, что здесь прошла граница с Финляндией, а Белоостров-Раяйоки стали пограничными пунктами. Со своей стороны Финляндия также построила вокзал в стиле модерн. Оба они были разрушены в войну.
С 1954 года действует станция в стиле сталинского неоклассицизма.
Ржевка
Первая станция "Ржевка" появилась на Ириновской железной дороге и находилась по другую сторону Рябовского шоссе. После изменения трассы в 1920-е годы станцию перенесли на современное место. Как она выглядела тогда, неизвестно, так как была разрушена в Великую Отечественную войну. Взамен появилось здание в стиле сталинского неоклассицизма.
Правда, и оно не уцелело - его снесли в 2005 году при строительстве КАД.
Интересно, почему сейчас на месте утраченных станций не появляются интересные проекты? Конечно, многое упомянутое в посте, уже потеряло своё значение. Но даже в таких крупных пунктах, как Колпино, назначение вокзальных построек сугубо функциональное, хотя это первое, что видят приезжающие в город. Или теперь это неважно? Интересно будет узнать ваше мнение.