Найти в Дзене
Заметки из Петербурга

Как выглядели утраченные ж/д станции и вокзалы Петербурга

Первые десятилетия после открытия железной дороги к архитектуре и оформлению станций и вокзалов подходили с большим вниманием. Период с 1850-х до 1910-х годов оставил немало выдающихся построек. Сначала это были деревянные здания с резным декором, затем каменные вокзалы в стиле модерн. Удачные примеры строились и в советское время. К сожалению, многие из них не сохранились. Посмотрим, как выглядели утраченные вокзалы и станции Санкт-Петербурга на исторических фотографиях. Славянка Станция в Петро-Славянке была построена в 1891 году на Николаевской железной дороге, связывающей Санкт-Петербург и Москву. Удивительно, но деревянное здание уцелело в Великую Отечественную войну и просуществовало до 1988 года. Его разобрали для прокладки дополнительного железнодорожного полотна. Позже станцию восстанавливать не стали, а многие поезда теперь проходят Славянку без остановок. Колпино Колпино стало одной из первых станций Николаевской железной дороги. В 1890-м году появился и деревянный вокзал с
Оглавление

Первые десятилетия после открытия железной дороги к архитектуре и оформлению станций и вокзалов подходили с большим вниманием. Период с 1850-х до 1910-х годов оставил немало выдающихся построек. Сначала это были деревянные здания с резным декором, затем каменные вокзалы в стиле модерн. Удачные примеры строились и в советское время.

К сожалению, многие из них не сохранились. Посмотрим, как выглядели утраченные вокзалы и станции Санкт-Петербурга на исторических фотографиях.

Славянка

Станция в Петро-Славянке была построена в 1891 году на Николаевской железной дороге, связывающей Санкт-Петербург и Москву.

Удивительно, но деревянное здание уцелело в Великую Отечественную войну и просуществовало до 1988 года. Его разобрали для прокладки дополнительного железнодорожного полотна. Позже станцию восстанавливать не стали, а многие поезда теперь проходят Славянку без остановок.

Колпино

Колпино стало одной из первых станций Николаевской железной дороги. В 1890-м году появился и деревянный вокзал с комплексом пристанционных построек.

Город сильно пострадал в войну, и вокзал был разрушен до основания и уже не восстанавливался. Несмотря на большой пассажиропоток, никакой замены вокзалу так и не появилось.

Лигово

Станция появилась, когда Лигово было популярной дачной местностью с изысканными коттеджами. Поэтому и проект вокзала доверили известному архитектору Николаю Бенуа. К сожалению, деревянное здание вскоре сгорело, но взамен был сразу построен каменный вокзал.

К сожалению, ни вокзал, ни коттеджи не сохранились, так как Лигово (тогда Урицк) был оккупирован в 1941 году и подвергся большим разрушениям.

Читайте также: Район Петербурга, который изменился больше всего: Лигово на фотографиях до-после

Охта

От Охты до Ржевки шёл ныне не существующий участок Ириновской железной дороги. В черте города было несколько станций, из которых ни одна не сохранилась. Главный вокзал "Охта" находился на пересечении проспекта Металлистов и Большой Пороховской улицы - сейчас там жилые дома. Вокзал представлял собой двухэтажное деревянное здание, при нём также была администрация и паровозное депо.

-4

Посмотреть, как выглядели остальные станции бывшей Ириновской железной дороги, можно в посте:

Вдоль бывшей Ириновской железной дороги: как выглядели станции, на месте которых сейчас дома от Охты до Ржевки
Заметки из Петербурга12 октября 2021

Ланская

"Ланская" открылась на Финляндской железной дороге в 1869 году. Деревянная станция, построенная по проекту Вольмара Вестлинга, проработала до 1910 года, когда открыли новое четырёхэтажное здание в стиле модерн. Оно сохранилось до сих пор, правда, по назначению уже не используется.

Финляндский вокзал

Первоначально Финляндский вокзал представлял собой одноэтажное небольшое здание. Он был открыт одновременно с Финляндской железной дорогой в 1870 году.

Вокзал сильно пострадал в войну и требовал расширения, поэтому его кардинально перестроили в стиле функционализма. Фрагмент старой стены можно увидеть со стороны Боткинской улицы или перрона.

-6

Удельная

Первое здание станции "Удельная" также было построено в 1870 году. Она прослужила до 1912 года, после чего перестала вмещать пассажиров. В 1914 году открылось новое каменное здание в стиле модерн по проекту Б. Гранхольма, которое действует до сих пор. Кстати, немало станций на Выборгском направлении было выполнено по проектам финских архитекторов.

-7

Кушелевка

На данный момент у "Кушелевки" сохранились лишь привокзальные каменные здания. Сама же станция была деревянной и проработала с 1914 года до 1970-х, когда её снесли. Заменять здание не стали.

-8

Сестрорецкий вокзал

С Сестрорецкого вокзала ходили поезда несохранившейся Озерковской ветки Приморской железной дороги, связывавшей Петербург с Сестрорецком. Вокзал находился у дома №15 по Приморскому проспекту, недалеко от Чёрной речки. Далее пути шли к Новой деревне, затем вдоль Коломяжского проспекта, через Коломяги до Озерков.

Вокзал представлял собой деревянное здание и проработал до закрытия Озерковской ветки в 1918 году.

-9

Озерковский вокзал

Конечной Озерковской ветки был вокзал на Озерковском проспекте. Местоположение бывшего вокзала легко найти по уцелевшей станционной постройке по адресу Чистяковская ул. 1А.

Подробнее о бывшей железной дороге можно почитать здесь:

Бывшая железная дорога от Чёрной речки до Озерков: что сохранилось от Озерковской линии и как изменилось всё вокруг
Заметки из Петербурга1 ноября 2021
-10

Белоостров

История станции "Белоостров" заслуживает отдельного поста. А пока лишь посмотрим на старые фотографии.

Первый деревянный вокзал открыли в 1870 году одновременно с железной дорогой. Он был разрушен в результате военных действий в 1919 году. В 1934 году на его месте появилось монументальное здание вокзала в стиле постконструктивизма.

Зачем понадобился столь масштабный проект? Дело в том, что здесь прошла граница с Финляндией, а Белоостров-Раяйоки стали пограничными пунктами. Со своей стороны Финляндия также построила вокзал в стиле модерн. Оба они были разрушены в войну.

С 1954 года действует станция в стиле сталинского неоклассицизма.

Ржевка

Первая станция "Ржевка" появилась на Ириновской железной дороге и находилась по другую сторону Рябовского шоссе. После изменения трассы в 1920-е годы станцию перенесли на современное место. Как она выглядела тогда, неизвестно, так как была разрушена в Великую Отечественную войну. Взамен появилось здание в стиле сталинского неоклассицизма.

Правда, и оно не уцелело - его снесли в 2005 году при строительстве КАД.

-12

Интересно, почему сейчас на месте утраченных станций не появляются интересные проекты? Конечно, многое упомянутое в посте, уже потеряло своё значение. Но даже в таких крупных пунктах, как Колпино, назначение вокзальных построек сугубо функциональное, хотя это первое, что видят приезжающие в город. Или теперь это неважно? Интересно будет узнать ваше мнение.