Иногда бывает так, что вы очень хорошо разобрались в произошедшем событии. Оценили данность, свою роль в ее построении, разложили по полочкам все действия всех участников. И себя не пожалели – нашли, в чем себя можно упрекнуть, раскаялись, повинились и пообещали себе больше так никогда не делать.
Но находится человек, который говорит вдруг вам – все не так! Вы как-то очень мало повинились. На самом деле вы гораздо более виноваты, чем вам кажется. И куда более виноваты, чем все остальные участники события. И вам тут не в ресторане сидеть надо, а посыпать голову пеплом и ходить в рубище. Босиком.
На все ваши робкие попытки объяснить этому человеку конструктивно, что вот тут вы делали то, а вот тут – это, такой человек сурово усмехается. С больной головы на здоровую перекладываете, да? Хотите оправдаться такими смешными манипуляциями? Мало ли кто там ферштеил и газ покупал за нефтедоллары, с вас-то это вашей гигантской вины никак не снимает! Вы навсегда виноватый, и нет вам ни искупления, ни прощения!
Кто так обычно поступает? Ну, конечно, наш старый добрый «друг» агрессор. Человек, лишенный эмпатии и не умеющий «считать» масштаб ваших переживаний. Человек архаики, мыслящий стереотипами и не прикладывающий к разным ситуациям разный ситуативный анализ. Человек, которому со школы нравилось играть в «ату его», объективно не видящий в травле ничего плохого.
Почему он это делает? Потому что вы, задействованный в событии и добровольно берущий на себя часть ответственности – куда более легкая добыча, чем те, кто ни в чем запятнавшем себя никогда не признается и никогда ни за что не отвечает. До него «обвинитель» добраться не может, а до вас – может. Вы же сами пришли и сами сказали, что виноваты, так зачем искать кого-то еще? Пусть даже вина ваша в реальности микроскопична, придется вам автоматически взять на себя и вину всех остальных – тех, кто ни в чем не признался и ничего не отрефлексировал.
Еще почему? Потому что чувство вины – это власть. Управление, контроль. Если вы чувствуете себя перед кем-то виноватым, вы будете очень стараться эту вину перед ним избыть, автоматически став такой психологической Золушкой и мальчиком на побегушках. «Обвинитель» будет всласть тешить свое эго, пока вы, терзаемый чувством вины, находитесь у него «на посылках». Такое позволяют себе, как мы понимаем, не слишком этически чистоплотные люди – а точнее, люди, умеющие из любой ситуации извлечь приятные для себя бонусы, такие своеобразные «этические мародеры».
Зачем еще? Затем, что ответственность за событие у самого этого человека торчит, как уши кролика из шляпы фокусника. Этот человек сам понимает, что он в этой ситуации очень «при чем», и ему очень хочется сместить фокус внимания общественности с себя – на вас. Чувствуя вину, вы и вести себя будете соответственно, и не склонное особо задумываться общество вас и обвинит – вы же сами ведете себя, как виновный.
Так что да – если вы, объективно оценив и разложив всю ситуацию, вдруг поймете и увидите, что вам кто-то старается еще дополнительно внушить чувство вины, не поддавайтесь. Это уловка непорядочного, неумного человека, который просто делает то, что делать легко, приятно, необременительно, безопасно. Это лишь возможность для агрессора проявить агрессию и остаться неназванным и ненаказуемым.