Заслуженный художник РСФСР, московский живописец, журналист и писатель Виталий Тимофеевич Давыдов над темами, связанными с нашим краем, работает уже двадцать пять лет. Четвертьвековой юбилей художник отметил двухкратным посещением Камчатки в прошлом году. По просьбе редакции В.Т. Давыдов рассказал о той работе, которая проделана по теме «Камчатка».
Первый раз на Камчатку я приехал летом 1954 года. Тогда же написал первый этюд с видом на город.
Присутствовал при открытии памятника героям батареи лейтенанта Максутова на Никольской сопке в связи с празднованием 100-летия обороны города Петропавловска.
В том же году с группой художников братьями С. и Ю. Фроловыми и И. Рыбачуком совершил поход в Долину гейзеров. Поход оказался очень трудным. Впервые в Долине были сделаны живописные этюды, а по ним в Москве — большие картины, которые и поныне экспонируются в музее землеведения МГУ на Ленинских горах. Тогда же я оформил книгу «Долина гейзеров», написанную её первооткрывателем Т.И. Устиновой.
Камчатка не раз «сводила» меня с интересными людьми. Просто невозможно их всех назвать, хочется лишь отметить, что большинство встреч, состоявшихся на восточных меридианах, остаются в памяти на всю жизнь.
В 1961 году я побывал на Командорских островах, с увлечением там писал и рисовал. Но, пожалуй, самым главным тогда была встреча с героями моей будущей большой картины «Такелажники Петропавловского рыбного порта». Картина была выставлена в 1963 году в Москве, в Манеже, на юбилейной выставке «30 лет МОССХ(а)». Она неоднократно репродуцировалась. Мне приятно, что именно она вошла в альбом «Московские живописцы», выпущенный издательством «Советский художник» в конце минувшего года.
Памятен мне год 63-й ещё и тем, что вышел тогда альбом «Камчатка». Он открыл новую серию альбомов: «Советские художники о своей Родине» в издательстве «Советский художник». Для меня альбом был тоже первой книгой и, как всякий «первенец» дорог особенно. Хотя делай я теперь подобный альбом, я составил бы его по-другому.
Могу назвать еще книгу «На берегах Мечигмена», также посвящённую Камчатке. Она вышла в 1971 году. Две недели, от силы месяц «работает» выставка. Потом закрывается, и картина теряет своих зрителей. Книга же в течение ряда лет находит своих читателей. Мои книги иллюстрированы цветными репродукциями с картин. Поэтому их можно рассматривать как «мини-выставки». Рассказ сопровождает картины, а картины иллюстрируют рассказ. И всё это — об одном, прекрасном крае, где посчастливилось работать художнику.
В 1965 году в Петропавловске была выставка моих картин — отчёт за десять лет работы. Ему предшествовал ряд других выставок — в стенах московского Дома Художников, кинотеатрах, домах культуры. Интерес к камчатским работам повсеместно велик. Поток изобразительной информации о северо-восточных областях нашей страны тогда только начинал набирать свою широту. И сама Камчатка остро хотела увидеть себя как бы со стороны. Этим и объясняется известный резонанс тематической выставки, когда по ходатайству обкома КПСС Союз художников направил на казавшийся тогда очень далёким полуостров сто картин и рисунков.
Выставка проходила в помещении драмтеатра. Это была первая художественная выставка, посвящённая Камчатке и проводившаяся на полуострове. А сейчас трудно представить себе Камчатку без целого отряда разных и интересных художников. Да и гостей — художников из разных городов страны — приезжает сегодня сюда немало.
В конце весны минувшего года и всё лето я писал в двух «точках»: в рыбном порту и в районе новостроек города. Этот год оказался для меня годом чрезвычайно интенсивной работы на натуре. Пожалуй, никогда так много не писал в самом Петропавловске и должен сказать, при этом испытывал не только глубокое удовлетворение, но и гордость.
Гордость за свой любимый полуостров, значительно и бурно преображённый. И меня, хотя я постоянно не прописан на Камчатке, никогда не покидает чувство сопричастности ко всему хорошему, что делается здесь.
Я писал новые микрорайоны на фоне вулканов и, в частности, строительство «Горизонта». Строители-монтажники, собиравшие дома, быстрее возводили этажи, чем я порой успевал обрабатывать начатые холсты.
Много я писал и на своих любимых местах в порту, писал с натуры этюды полутораметровой величины. Летняя работа в порту позволила мне завершить давно начатую картину, посвящённую рыбному порту, и она была показана на всесоюзной выставке «Голубые дороги Родины».
Работал я на судоремонтном заводе пароходства, делал триптих, посвящённый этому предприятию, и «Панораму завода с перспективой развития». Мне очень понравился этот завод. С точки зрения художника он удачно расположен в пейзаже. На одной из картин я изобразил завод, каким он будет через некоторое время. Пожалуй, такую работу я делал впервые в своей художественной практике. Мною сделано также с завода много этюдов и два альбома зарисовок. В моих глазах судоремонтники — и мужчины, и женщины — чудо-богатыри. Это впечатление я и постараюсь передать в новых картинах, над которыми буду работать по возвращении в Москву. А установившийся союз искусства и труда будет продолжен. Надеюсь еще раз побывать у судоремонтников.
В заключение хотелось бы сказать вот о чём. Растут творческие силы художников Камчатки, увеличивается число выставок. Но для организации развернутой, ретроспективной выставки с соответствующим уровнем экспозиции пока нет условий, нет подходящего помещения. Этот вопрос, думается, пора уже решать, равным образом как и создание картинной галереи в городе. Если бы картинная галерея располагала соответствующим помещением, в неё можно было привлечь работы многих хороших художников, посвятивших своё творчество Камчатке. Она стала бы культурным центром, значение которого выходило бы далеко за рамки областного значения.
В. Давыдов,
заслуженный художник РСФСР.
Камчатская правда. — 1980. — № 69. — 23 марта.